Одной из серьезных проблем, с которыми Европейский Союз столкнулся с момента своего образования, стала нелегальная миграция. Сокращение численности коренного населения европейских государств всегда притягивало мигрантов всего мира. Однако, если в недавнем прошлом большинство из них приезжало легальным путем — по рабочим и студенческим визам, схемам воссоединения со своими семьями либо оформляя документы беженцев, то на сегодняшний день картина изменилась. Дестабилизация социально-политической ситуации в исламском мире, вооруженные войны и конфликты повлекли за собой экономический коллапс в государствах «арабской дуги», реальную угрозу жизни и безопасности местного населения. Жители покидают свои дома в поисках стабильного существования, что ведет за собой рост нелегальных миграционных процессов в европейском сообществе. По оценкам еврочиновников, фактор «арабской весны» на 50% увеличил число фактов нелегальной миграции в страны ЕС. Проникновение на территорию Европейского союза этнических организованных преступных группировок  прогнозирует рост преступлений.

 

Одной из серьезных проблем, с которыми Европейский Союз столкнулся с момента своего образования, стала нелегальная миграция. Сокращение численности коренного населения европейских государств всегда притягивало мигрантов всего мира. Однако, если в недавнем прошлом большинство из них приезжало легальным путем — по рабочим и студенческим визам, схемам воссоединения со своими семьями либо оформляя документы беженцев, то на сегодняшний день картина изменилась. Дестабилизация социально-политической ситуации в исламском мире, вооруженные войны и конфликты повлекли за собой экономический коллапс в государствах «арабской дуги», реальную угрозу жизни и безопасности местного населения. Жители покидают свои дома в поисках стабильного существования, что ведет за собой рост нелегальных миграционных процессов в европейском сообществе. По оценкам еврочиновников, фактор «арабской весны» на 50% увеличил число фактов нелегальной миграции в страны ЕС. Проникновение на территорию Европейского союза этнических организованных преступных группировок  прогнозирует рост преступлений.

 В сложившихся условиях геополитическое положение Республики Беларусь способствует использованию ее территории в качестве транзитного коридора для перемещения мигрантов в приграничные области, а также как место временной легализации на территории страны. Принимая во внимание предпринятые меры со стороны государства, процесс нелегальной миграции в свою очередь целенаправленно приобретает черты организованности и глубокой законсперированности, что осложняет противодействие ему. Ее следствием является усугубление таких проблем, как распространение наркотиков, заболеваний, незаконный оборот  оружия, грабежи, разбои, вымогательства, мошенничество, незаконный вывоз валютных средств и др. Наиболее серьезные угрозы, порождаемые нелегальной миграцией, связаны с терроризмом, распространением наркотиков, торговлей людьми.

Нелегалы прибывают в Беларусь самыми различными способами: в качестве туристов, на основе права транзитного проезда, безвизового въезда, по служебным и частным делам, а также путем незаконного пересечения государственной границы. В основном в роли нелегальных мигрантов выступают челночные торговцы, беженцы из «горячих точек», а также бывшие иностранные студенты, учившиеся в советских вузах и не желающие возвращаться на родину из-за войн в их странах. Чаще всего нелегальные мигранты рассматривают Беларусь в качестве транзитного государства для последующей миграции в страны Западной и Северной Европы. Не сумев сразу поспасть в желаемую страну, нелегалы «оседают» в Беларуси, их число растет.

Механизм функционирования каналов незаконной миграции, вскрытых в республике, в большинстве случаев носит типичный характер и различается категориями граждан, его организовавшими. В настоящее время на территории республики действуют небольшие группы лиц, занимающиеся незаконной переправкой мигрантов между конкретными странами. В сферу их задач входит организация незаконного въезда на территорию Республики Беларусь, пребывания и последующего перемещения за границу. Организаторами активно используются  возможности легального въезда в Республику Беларусь с использованием: канала студенческого обмена, туристического, служебного, а также канала трудовой миграции. Транзитное перемещение через территорию Беларуси осуществляется из России, куда мигранты приезжают на законных основаниях. В Беларуси они оформляют временную регистрацию, а затем нелегально следуют в страны Западной Европы. Совокупность указанных факторов создала предпосылки к превращению территории столичного региона в транзитную территорию, для которой характерен приток нелегальных мигрантов из стран Азии и Африки. Среди них следует выделить граждан Шри-Ланки, Пакистана, Афганистана, Египта, Вьетнама и Нигерии.

На современном этапе развития международных отношений незаконная миграция превратилась в глобальную проблему, затрагивающую интересы многих стран. Каждое государство подходит к решению этой проблемы, исходя из собственных интересов и принципов обеспечения национальной безопасности. Определенные меры в направлении решения этой проблемы уже предприняты. Ситуация с незаконной миграцией в столичном регионе находится под постоянным контролем, тенденция к снижению количественных показателей говорит об эффективности принимаемых мер. В частности, проведение органами государственной безопасности, внутренних дел и пограничного комитета ряда межведомственных мероприятий по противодействию незаконной миграции (в том числе периодически проводившееся в республике СКМ «Нелегал»), усиление контроля над режимом пребывания иностранных граждан в Беларуси, повсеместное развитие пограничной инфраструктуры и т.п.

Вместе с тем отсутствие координации между Европейским союзом и государствами, не входящими в него, в вопросах управления миграционными потоками, позволяет сделать вывод о необходимости более согласованных политических шагов взаимодействия между всеми европейскими странами. Тем  более, что в краткосрочной перспективе будут сохранены попытки организации каналов незаконного пересечения границы Европейского союза со стороны Республики Беларусь. В связи с разработкой и принятием нормативно-правовых документов, касающихся незаконной миграции, ужесточением мер борьбы в отношении мигрантов со стороны правоохранительных органов нашего государства, тактика действий по незаконному пересечению границы будет постоянно меняться и становиться все более конспиративной.

По материалам печати.

Информацию читайте в номере 77 – 80  от 7.04.2012 г.