КТО  ДАЕТ  ДОРОГУ  В  ЖИЗНЬ

 Сегодня школы проводят апробацию нового содержания образования, новых моделей обучения, разрабатывают и проверяют на практике новые методы, приемы, средства, технологии обучения, воспитания и развития учащихся.

КТО  ДАЕТ  ДОРОГУ  В  ЖИЗНЬ

 Сегодня школы проводят апробацию нового содержания образования, новых моделей обучения, разрабатывают и проверяют на практике новые методы, приемы, средства, технологии обучения, воспитания и развития учащихся.

Ребенок, которому сегодня 6 лет, который робко переступает порог
школы и выводит в прописях кружочки и палочки, через одиннадцать лет на наших
глазах станет образованным, физически развитым человеком, гражданином. Мы
должны добиваться того, чтобы у ребенка и подростка «болело сердце» за то, что
происходит вокруг него и рядом с ним, чтобы он с детства пережил,
перечувствовал гражданские радости и горести.

Именно в соответствии с этими требованиями работают педагоги
Жажелковской базовой школы Смолевичского района, которую возглавляет Мария
Максимовна Сащенкова, опытный педагог и психолог, вдумчивый и ответственный
администратор. В условиях малочисленной сельской школы накоплен значительный
педагогический, методический и профессиональный опыт.

Одним из важнейших направлений совершенствования профессионализма
педагогов школы является участие каждого в инновационной деятельности,
реализация в педагогической практике современных педагогических технологий. Сам
принцип технологичности предполагает целью овладение новыми методами мышления,
что ведет к саморазвитию. Именно поэтому основным принципом работы педагогов
стал такой принцип: не со знанием к ученикам, а с учениками к знаниям.

Это и подтолкнуло обратиться многих к технологии критического
мышления, информационно-коммуникативной технологии разноуровневого обучения,
которые разрешают каждому ученику стать активным участником учебного процесса,
дают право и на ошибку, и на собственное открытие, и на оценочную деятельность.

Такие педагоги, как В.Е. Бродская, О.В. Куст, Е.Г. Третьякова, Л.В.
Липневич, Н.В. Липневич, В.Р. Банчук, Н.М. Сульжич-Солодкая, Е.Н. Бондарева
убеждены: в педагогическом труде не случайные удачи должны определять успех в
работе, не счастливые находки, а кропотливый поиск, анализ зависимости того,
что получается, от того, что делаешь.

Отличительной чертой педагогов начальной школы является сочетание
любви к детям с высоким профессионализмом. Содержание образовательного процесса
учителями начальных классов А.С. Медведевым, А.И. Медведевой, В.В. Литвинович
реализуется на приоритетном использовании игровых методов и приемов,
дифференцированных заданий, обеспечивающих успех школьнику, что способствует
интеллектуальному, коммуникативному и индивидуальному развитию каждого ребенка.

Коррекционно-педагогическую помощь детям с особенностями
психофизического развития успешно оказывает учитель-дефектолог О.Т. Яблонская.
Занятия данного педагога — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия,
оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Главной особенностью построения образовательного процесса в
Жажелковской базовой школе стало расширение возможностей развивать
индивидуальные способности ребят на факультативных занятиях. Для удовлетворения
образовательных запросов учащихся и их законных представителей было открыто 20
факультативных занятий для учеников 1— 9 классов. Охват учащихся
факультативными занятиями составил 100%. Анализ соотношения представленных
факультативных занятий и заявлений свидетельствуют о том, что были
удовлетворены все запросы законных представителей учащихся.

Для поддержания детей с высокой мотивацией, организации работы по
подготовке к предметным олимпиадам, творческим конкурсам, коррекционной работе
со слабо успевающими используются стимулирующие и поддерживающие занятия (по 2
часа в каждом классе).

В 2013/2014 учебном году в банк талантливых детей включено 6
учащихся по разным направлениям деятельности, составлены индивидуальные планы
работы с каждым учеником с учетом их интересов и способностей. Понятно, что
сделать всех учащихся школы отличниками и включить всех в процесс
научно-исследовательской работы невозможно, ибо любой ребенок имеет свои
способности, следовательно, необходимо найти и развивать то, что заложено
природой. Успешно в этом направлении работает учитель трудового обучения Н.Н.
Ляхович, чья ученица (9 класс) Надежда Залесская второй год подряд принимает
участие во II этапе республиканской олимпиады и получает диплом II степени.
Учащиеся 9 класса Вероника Румшевич и Кристина Юркевич успешно представили свою
работу в районных ученических чтениях (руководитель Е.М. Юркевич). Активно
ребята участвуют и в предметных конкурсах «Буслiк», «Журавлик», «Инфомышка»,
«Колосок», «Кенгуру», «Лингвистенок».

Развитие творческих способностей учащихся проводится через работу
объединений по интересам спортивно-оздоровительного, музыкального,
художественно-артистического, декоративно-прикладного направления. И, как
следствие, участие в районных мероприятиях бывает результативным.

Школьная практика каждый день рождает массу проблем и самых разных
вопросов, заставляет учителя быть готовым к решению неоднозначных ситуаций.
Обращение к каждому ребенку, уважение его личности, доверие к нему, учет его
запросов и интересов, создание максимально удобных условий для развития его
способностей, забота о здоровье — все это проходит через жизнь и труд каждого
учителя. В рамках работы школьных методических объединений коллеги делятся
своими знаниями, находками, опытом, проводят открытые уроки. Они стараются
показать модель современного урока, на котором сохраняется важнейшее
педагогическое правило: не делать за ученика то, что он может сделать
самостоятельно.

Особое внимание уделяется в школе работе с семьей. К сожалению, есть
семьи, где уклад жизни, отношения между родителями разрушают, сводят на нет все
доброе, положительное, создаваемое в школе. Средствами педагогической пропаганды
можно сделать многое, но возможности школы в этом отношении не безграничны. В
Жажелковской школе обучаются дети из 43-х семей. Из них многодетных — 9 семей,
неполных — 12, малообеспеченных — 7, опекунских — 2. Дети из 3-х семей
находятся в социально опасном положении. В системе работы по охране детства,
профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства важно раннее
выявление неблагополучия, своевременное оказание помощи семьям, попавшим в
трудную ситуацию.

Трудные семьи находятся под постоянным контролем школы. Им
оказывается педагогическая и психологическая помощь в вопросах воспитания детей
через родительские собрания, родительский клуб «Мы вместе», подростковый клуб
«Роза ветров», консультации педагога-психолога. Проблема еще и в том, что
многие родители не осознают ответственности за судьбу и жизнь своего ребенка,
не умеют анализировать свои поступки в рамках правового поля. Для разрешения
этой проблемы в школе разработан и реализуется проект «Формула твоей
безопасности», который поможет активизировать работу со всеми заинтересованными
службами по профилактике семейного неблагополучия, преступлений и
правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечения безопасности их
жизнедеятельности. Главными специалистами по реализации проекта являются
педагог-психолог Т.Н. Горбачевская и педагог социальный Н.Н. Станкевич.

Школьная жизнь многогранна. Вопросы воспитания, идеологическая
работа в школе, проблема занятости учащихся во внеурочное время, охрана
здоровья, спортивная работа в школе и спортивные победы, интересные встречи —
это лишь немногое, что можно выделить в жизни школьников и педагогов
Жажелковской базовой школы. В настоящее время дан старт акции «Полотно мира»,
которая объявлена в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских
захватчиков и с целью совершенствования работы по гражданско-патриотическому
воспитанию школьников.

В связи с подготовкой школы к государственной аккредитации был
проведен самоконтроль, где анализировались организация и качество
образовательного процесса.

На педагогическом совете велся заинтересованный разговор о том, что
нужно сделать педагогам, родителям, учащимся, чтобы жизнь в школе стала
интереснее, чтобы каждый урок стал открытием и для учителя, и для ученика,
чтобы в школу хотелось идти, творить, искать новые пути обучения и воспитания.

Жажелковская школа будет другой. Какой — время покажет. Но главное,
в ней будут сохранены лучшие традиции прошлых лет, всегда будет место каждому
ребенку, будут обеспечены условия для всестороннего развития, успешного
обучения и воспитания школьников.

 В.В. ЛИТВИНОВИЧ, учитель Жажелковской  базовой школы.

На снимке: в поиске новых идей.

Подробную
информацию читайте в номере 1 – 4  от 04.01.2014
г.