Еще в прошлом столетии наши с вами бабушки и дедушки отлично знали свою родословную: имена предков, род их деятельности, семейные традиции. У большинства семей были предметы, бережно хранящиеся и передающиеся из поколения в поколение – реликвии. И это независимо от того, насколько материально был обеспечен человек. После революции об этой традиции почти забыли, и теперь внуки часто не знают имен даже своих ближайших родственников, по привычке окликая их «бабуля» или «дедушка». Сегодня выстроить свое генеологическое древо – удовольствие не из простых, если, конечно, в вашей семье эта информация не передавалась из поколения в поколение, из уст в уста.
Задался целью установить свою родословную и житель США Бернард Коган, узнав, что судьба его предков связана с нашими Смолевичами.
Эта история началась много лет назад. Борисовчанин Дэвид Коган встретил в Смолевичах девушку по имени Асна Эдельман. Еврейский род Эдельманов был известен в местечке: ему принадлежало производство по выпуску древесных материалов. Дэвид Коган женился на Асне, и в 1912 году у них родился сын Арен. Дело их росло и развивалось, но революция, гражданская война и белополяки нарушили мирную жизнь местечка, и в 1918 году семья Коганов уехала из Смолевичей сначала в Польшу, потом – в Америку. Бернард Коган, сын Арена, родился уже в Америке.
– Папа почти ничего не рассказывал о тех временах, когда они жили в Смолевичах, – рассказывает Бернард. – Все, что я знаю о Смолевичах, помню из рассказов сестры отца. Мне очень хотелось узнать, кто были мои предки, где они жили, чем занимались. Нет-нет, я не турист. Я приехал сюда по зову сердца.
Бернард приехал в Смолевичи всего на несколько часов. Программа его пребывания в городе была насыщенной. Сначала знакомство с главным хранителем рабочей группы по созданию музея Полиной Сергеевной Хлюпневой, которая помогала Когану в поисках информации о его возможных родственниках: двое из Коганов остались в Смолевичах в то время, как все остальные в поисках лучшей жизни разъехались. Затем была встреча с коренной смолевичанкой Татьяной Давыдовной Перельман, которая помнит еще те времена, когда в Смолевичах была большая еврейская община. Татьяна Давыдовна рассказала Бернарду о семьях, которые когда-то соседствовали с ее семьей, а затем, как и предки Когана, уехали за рубеж. Сегодня в Смолевичах осталось не более 20-ти еврейских семей, многие из которых приехали сюда уже гораздо позже, поэтому воспоминания Татьяны Давыдовны можно назвать уникальными.
Полина Сергеевна познакомила Бернарда с экспонатами будущего музея, рассказала интересные факты из истории смолевичского края и вручила гостю памятные сувениры. Бернард также побывал на еврейском кладбище, где захоронены его предки.
Последней остановкой перед отъездом в аэропорт стал Знак памяти, посвященный жертвам холокоста, растрелянным у деревни Апуток. В списке погибших оказалось 4 человека с фамилией Коган и 3 с фамилией Эдельман, которые, возможно, были родственниками отца Бернарда. Американец с белорусскими корнями был растроган до слез и пообещал вернуться в Смолевичи со своими детьми летом, чтобы попытаться отыскать более точную и подробную информацию о предках рода Коганов и Эдельманов.
Виктория ЖИЛЯКОВА.
На снимке: Бернард Коган получил памятные сувениры от работников музея.
Фото автора.
Информацию читайте в номере 57 – 58 от 16.03.2011 г.