Декрет Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 №3 «О предупреждении социального иждивенчества» касается практически каждого трудоспособного гражданина. Направлен он на стимулирование к трудовой деятельности, вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятое население, предупреждение социального иждивенчества трудоспособных жителей страны. И в документе четко определено, кто является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. А также приведен перечень граждан, которые признаются участвующими в финансировании государственных расходов, занимаясь определенными видами деятельности при соблюдении закрепленных в законодательстве условий. И эти категории граждан не относятся к социальным иждивенцам.
В январе текущего года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет №1, который предусматривает внесение в выше названный документ изменений и дополнений, уточняет перечень, по которому определенные категории граждан признаются участвующими в финансировании государственных расходов. (К слову, основные положения этих двух документов были опубликованы в январских номерах нашей газеты).
Казалось бы, все акценты расставлены. Но в жизни возникает немало моментов, когда по самым разным причинам трудоспособный гражданин не может вносить свой личный вклад в финансирование государственных расходов и платить налоги. И в этом случае за местными Советами депутатов или по их поручению за местными исполнительными и распорядительными органами закрепляется право освобождать от уплаты сбора граждан в связи с их нахождением в трудной жизненной ситуации.
Каждый случай такой трудной жизненной ситуации требует детального изучения, индивидуального подхода и, конечно же, строгого исполнения законодательства. Специалисты инспекции по налогам и сборам по Смолевичскому району, Советы депутатов, сотрудники районного и сельских исполнительных комитетов стараются внимательно относиться к рассмотрению обращений граждан по вопросам данного финансового сбора, вникать во все нюансы и принимать справедливые решения. Однако иногда возникают случаи, когда человек остается неудовлетворен полученным ответом.
На днях в редакцию нашей газеты обратился житель одной из деревень Драчковского сельсовета с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Гражданин Д. получил с налоговой инспекции извещение о необходимости уплаты сбора на государственные расходы. «Да, я не работаю с 2014 года. Занимаюсь своим хозяйством, — написал Д. —
Обратился в Драчковский сельский Совет по данному вопросу. Ответ: — У вас нет земли для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Поэтому документ, освобождающий от сбора, дать не можем… Прилагаю выписки из лицевого счета похозяйственной книги за 2015 и 2016 годы. Имея в пользовании такое хозяйство и данные сотки, которые в севообороте, я стою в одном списке с теми, у кого ничего нет. Мне кажется, что здесь что-то не то».
В прилагаемых выписках значится, что гражданин Д. , 1959 года рождения, имеет земельный участок площадью 0,2330 га для строительства и обслуживания жилого дома. В 2015 году в хозяйстве этого сельчанина было 2 головы крупного рогатого скота, 4 овцы, 30 голов птицы, 2 пчелосемьи. В 2016 году в хозяйстве содержались 2 головы крупного рогатого скота, 6 овец, 15 голов птицы.
Конечно, такое хозяйство требует каждодневного немалого труда и усилий. Ленивый хозяин им заниматься не будет. Так что обида Д., который решил, что его причислили к социальным иждивенцам, в чем-то понятна.
Мы поинтересовались в инспекции по налогам и сборам по Смолевичскому району о порядке направления гражданам сообщений об уплате сбора на финансирование государственных расходов. Такие извещения налоговая инспекция направляет неработающим гражданам, если они не смогли предоставить документы и пояснения, свидетельствующие о своем праве на освобождение от уплаты указанного сбора. При этом, тексты извещений вполне корректны и не допускают обидных и двусмысленных выражений, не унижают достоинство гражданина. Но главное, требования об уплате выше названного сбора направляются на законных основаниях. А закон есть закон. Для кого-то он может быть не очень удобным, но исполнять его требования обязаны все.
В данном случае с гражданином Д. руководством служит пункт 11 Декрета №3, который гласит, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период «- в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, если вел подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждается сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом».
Как пояснила председатель Драчковского сельисполкома Марина Владимировна Гнедчик, гражданину Д. земельный участок выделен для строительства и обслуживания жилого дома, а не для ведения личного подсобного хозяйства.
— Чтобы можно было освободить гражданина от налогов и сборов, сельисполком должен иметь для этого веские основания, если они есть, — продолжила председатель сельисполкома.— У гражданина Д. нет в пользовании земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Участок для строительства и обслуживания дома и участок для ведения личного подсобного хозяйства – две разные вещи. Смешивать эти понятия – грубое нарушение законодательства. Д. может обратиться в сельисполком с заявлением о выделении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Этот вопрос мы вправе решить. Человек этот трудолюбивый, работящий, ему можно доверить землю, чтобы она служила доброму делу, а не зарастала сорняками. Но все надо делать в соответствии с существующим законодательством.
Э.ПОТАПЧИК.
Информацию читайте в № 33-36 от 04.02.2017 г.