Совместный проект ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ и газеты «Край смалявiцкi»
«Правила безналичной жизни жителя Смолевичского района».
Сегодня в рамках совместного проекта газеты «Край Смалявiцкi» и ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» «Правила безналичной жизни жителя Смолевичского района» специалист ЗАО Александр Сотников расскажет о разнообразных комиссиях и других платежах, которые могут лечь на плечи пользователей платежных карт, и посоветует, как их избежать.
Нестандартные комиссии
На самом деле, разнообразных комиссий существует очень много. Однако это не означает, что они ежедневно будут преследовать по пятам держателя платежной карты.
– Есть комиссионные вознаграждения за более-менее стандартные операции, которые совершает любой держатель карточки время от времени, – поясняет А. Сотников. – А есть комиссии за операции, которые большинством держателей либо вообще не совершаются, либо совершаются очень редко.
В качестве примера «редких» комиссий можно привести плату за выписку по карте. Она может понадобиться для посольства либо для каких-то разбирательств, суда… Понятно, что у рядового гражданина необходимость в подобной выписке будет возникать довольно редко, у кого-то – не будет возникать вообще. Кроме того, некоторые банки предоставляют такие услуги бесплатно.
Когда платная карта дешевле бесплатной
Пожалуй, первые расходы, с которыми может столкнуться потенциальный держатель платежной карты – это плата за выпуск и обслуживание карточки. В ряде случаев карта может достаться вам безвозмездно. Традиционно бесплатно выдаются базовые зарплатные карты. Некоторые банки в рамках акций предлагают оформить бесплатно сберегательные карты, обычные дебетовые или даже кредитные.
– С другой стороны, есть карты, которые стоят больших денег, – рассказывает А. Сотников. – При оформлении такой карты нужно понимать, за что вы платите, анализировать пакет дополнительных услуг, который может быть включен в стоимость карты. Иногда может оказаться, что кажущаяся высокая стоимость с лихвой покрывает ваши будущие расходы. Они могут быть покрыты преференциями, которые предоставляет карта. Это могут быть скидки при оплате именно этой карточкой услуг, к примеру, какого-нибудь отеля или других предприятий торговли и сервиса, или страховка для выезжающих за границу. В рамках премиальных карточек может предлагаться сервис Priority Pass, который даёт доступ в VIP-залы аэропортов... Существует довольно много дополнительных услуг и бонусов, которые могут получить держатели тех или иных платежных карт.
Соответственно, правило номер два: перед тем, как внести плату за выпуск и обслуживание карты, выясните, полагаются ли вам «в довесок» какие-то дополнительные бесплатные услуги или бонусы, и просчитайте, насколько они могут покрыть собой расходы, связанные с выпуском и обслуживанием карты. К примеру, если вы оформляете кобрендинговую карту за 100 тысяч рублей, которая дает вам скидку 10% в вашем любимом супермаркете, очевидно, что первоначальные расходы отобьются легко и довольно быстро.
Таким образом, не всегда бесплатная карта дешевле платной.
Второй важный аспект – подходы банка к взиманию платы за обслуживание карты. Многие банки взимают с клиента плату сразу за весь срок действия карты. В то же время есть банки, которые предлагают услугу регулярного внесения платежа – к примеру, ежегодного или ежемесячного.
Не ходите, дети, в кассу
Вторая весьма распространенная комиссия – это комиссия за выдачу наличных. Обычно плата за снятие наличных в сети банка-эмитента не взимается. При этом нужно не забыть уточнить у вашего банка, есть ли у него партнерские программы с другими банками, в рамках которых можно снимать наличные бесплатно и в банкоматах «чужих» банков.
Конечно, и здесь возможны варианты. Так, например, большинство банков взимает комиссию при снятии наличных с кредитной карты даже в «родном» банкомате. В рамках зарплатных проектов иногда встречаются варианты, когда снятие наличных без комиссий в чужих банкоматах невозможно в принципе – это означает, что организация, в которой вы работаете, выбрала самый дешевый тарифный план и, вероятно, платит банку минимальную комиссию за зачисление средств на карту. В то же время есть программы, в рамках которых снятие наличных без комиссий возможно в любом банкомате и даже за границей.
– Хочу обратить внимание на важный вопрос при снятии наличных в банкоматах. В Беларуси, когда вы снимаете деньги в «чужом» банкомате, банк-эквайер (то есть банк, которому принадлежит банкомат) комиссию не берет. Комиссию вы платите эмитенту, – отмечает А. Сотников. – Однако за рубежом часто взимается еще и комиссия банка-эквайера. То есть вы можете заплатить двойную комиссию – банку-эмитенту карты и банку-эквайеру. Обычно на экране банкомата появляется предупреждение, что с вас будет списана какая-то сумма. Но не всегда и не везде. Поэтому лучше заранее выяснить, взимает ли зарубежный банк-эквайер какие-то комиссии.
Помимо банкоматов, существуют пункты выдачи наличных, проще говоря – отделения банков. И часто действие партнерских программ не распространяется на выдачу наличных в кассе.
В ряде банков существует возможность снятия наличных со счета без карты, по паспорту. Например, если вы забыли или потеряли свою карту. В этом случае тоже нужно быть готовым к тому, что банк возьмет плату за свои услуги. Здесь возможны разные варианты – к примеру, банк может разрешать одну такую операцию в месяц бесплатно.
Вопреки общепринятым стандартам
Вопреки убеждениям многих людей, при оплате картой товаров или услуг в магазине, ресторане, парикмахерской и других предприятиях торговли и сервиса комиссия не взимается. Это общепринятый стандарт. Однако нужно знать, что иногда с комиссией при оплате товаров и услуг карточкой можно столкнуться в интернет-магазинах. В Беларуси – это очень редкий случай, однако в своё время такие ситуации имели место и лучше заранее удостовериться, что интернет-магазин не берет комиссий при оплате товаров платежной картой.
За рубежом такое встречается не только в интернете, но и в реальной жизни.
Следовательно, правило номер четыре: не беспокойтесь о комиссиях при оплате товаров в супермаркете за углом или коммунальных платежей через интернет-банкинг. Однако если вы решили оплатить какие-то услуги карточкой в кассе «чужого банка», приобрести какой-либо товар в интернет-магазине или рассчитаться картой за границей – заранее удостоверьтесь, что вам не придется платить комиссию.
С карты на карту, дешево и сердито
У многих держателей платежных карт регулярно возникает необходимость осуществить перевод денежных средств с карточки на карточку. Например, с зарплатной карты «перекинуть» средства на сберегательную. В большинстве случаев за перевод с карты на карту в рамках одного клиента и одного банка плата не взимается. Но это, всё же, не общепринятый стандарт. Если же речь идет о переводе средств с карты одного банка на карту другого банка, то в большинстве случаев данная услуга будет платной.
Расплата за бессмысленные действия
С комиссией можно столкнуться не только при снятии наличных в банкомате, но и при просмотре баланса. Подавляющее большинство банков устанавливает комиссию за просмотр баланса в чужой сети. Также необходимо знать, что во многих банках просмотр баланса в сети партнеров тоже платный, даже несмотря на то, что наличные там можно снимать без комиссий.
Итак, правило номер пять: уточните в банке информацию о плате за просмотр баланса в банкоматах банка-эмитента и других банков, через интернет-банкинг и другие каналы дистанционного обслуживания. Не стоит также каждые 5 минут проверять баланс карточки без веских на то причин.
И еще пять разных комиссий
Отдельно стоит упомянуть возможную плату за интернет-банкинг и мобильный банк. Многие банки предоставляют своим клиентам возможность пользоваться данными сервисами бесплатно, некоторые – взимают плату за подключение услуги, иногда пользователь вынужден платить что-то вроде абонентской платы ежемесячно или ежегодно.
– По моему мнению, интернет-банкинг – это удобство не только для клиента, но и для банка, – считает А. Сотников. – Банк, предоставляя такие сервисы, имеет собственные цели – это в первую очередь снижение операционных затрат. Поэтому я считаю неправильным взимание платы за пользование интернет- и мобильным банкингом. Мои оппоненты в этом вопросе считают, что они предоставляют услугу, а значит, за неё уместно взять плату.
Аналогично обстоят дела и с СМС-оповещением: в некоторых банках данная услуга бесплатна, в некоторых – платна. Чаще встречается вариант с платным СМС-оповещением. Обычно эта плата невелика (порядка 1 доллара в месяц) и вполне оправдана – СМС-оповещение является эффективным инструментом борьбы с мошенничеством, и, кроме того, позволяет контролировать баланс счета практически в режиме реального времени.
Иногда можно столкнуться с платой за разблокировку карты, как правило за разблокировку по трехкратно ереверно введенному ПИНу. Некоторые банки предоставляют данную услугу бесплатно в том случае, если клиент самостоятельно блокирует карту через интернет-банкинг.
– Это нормально – самостоятельно управлять картой в интернет-банкинге, – считает А. Сотников. – Если банк предоставил вам возможность – нужно ей пользоваться. Но во многих банках за разблокировку карты плата взимается вне зависимости от канала, учитывайте этот момент.
Существует ряд нестандартных для рынка услуг, таких как, например, смена пин-кода. Банки позиционируют это как дополнительную услугу. Если вас не устраивает выданный пин-код, в некоторых банках его можно сменить, но за определенную плату.
Часто банки берут деньги за срочное изготовление карты. Понятно, что бизнес-процессы при срочном изготовлении карты усложняются, и за это нужно платить.
В заключение еще раз напомним, что использование каналов дистанционного банковского обслуживания зачастую снижает тарифную нагрузку на клиента. То есть осуществление операций по карте самостоятельно через банкоматы, инфокиоски или интернет-банкинг обычно обходится дешевле, чем проведение операций с помощью специалистов банка. Таким образом, банки мотивируют людей не приходить без необходимости в точки продаж и экономят свои операционные расходы.
Материал подготовила Жанна КУЛАКОВА.
(myfin.by)
Информацию читайте в номере 49 – 50 от 04.03.2015 г.