Судьба каждого населенного пункта имеет свои особенности и свою историю. Не является исключением и наш город Смолевичи, некогда бывшее местечко. Накануне Великой Отечественной войны большую половину его населения составляли люди еврейской национальности. Они занимались мелкой торговлей, вывозом лесоматериалов по найму, работали на стеклофабрике, винокурном заводе, фабрике деревянных сапожных гвоздей и кузнице. Здесь протекала вся их жизнь, с горестями и радостями, здесь рождались и взрослели дети, здесь формировалась еврейская культура. Но война изменила их судьбы, сломала и унесла жизнь большинства смолевичских евреев.
Судьба каждого населенного пункта имеет свои особенности и свою историю. Не является исключением и наш город Смолевичи, некогда бывшее местечко. Накануне Великой Отечественной войны большую половину его населения составляли люди еврейской национальности. Они занимались мелкой торговлей, вывозом лесоматериалов по найму, работали на стеклофабрике, винокурном заводе, фабрике деревянных сапожных гвоздей и кузнице. Здесь протекала вся их жизнь, с горестями и радостями, здесь рождались и взрослели дети, здесь формировалась еврейская культура. Но война изменила их судьбы, сломала и унесла жизнь большинства смолевичских евреев.
Шестнадцатого октября 2013 года наш город посетили представители еврейских общин и организаций, действующих на территории Минска и Борисова. Их представителями стали Председатель Республиканского фонда «Холокост», директор «Музея истории и культуры евреев Беларуси» Вадим Николаевич Акопян, главный редактор Международного еврейского историко-публицистического и литературно-художественного журнала «Мишпоха» (город Витебск) Аркадий Львович Шульман, член Союза российских писателей, дважды лауреат премии журнала «Неман» Роланд Борисович Букенгольц и многие другие. Делегация посетила места массового убийства евреев — Апуток и еврейское кладбище у деревни Рябый Слуп.
— Та трагедия, которая произошла в городе Смолевичи 13 сентября 1941 года, оставила огромный рубец на сердце еврейского народа, — обратился к присутствующим председатель Борисовского еврейского общественного объединения «Свет Меноры» Михаил Романович Перец. — Минуло семьдесят два года, но память о невинно погибших живет в наших сердцах. В начале сороковых годов прошлого столетия в Беларуси проживал один миллион евреев, из которых восемьсот тысяч было расстреляно в годы Великой Отечественной войны. По разным данным в Смолевичах немцы убили более двух тысяч человек еврейской национальности. В 2006 году на месте массового расстрела евреев был установлен памятный знак. Два года наша община собирала материалы и документы, подтверждающие гибель двухсот евреев неподалеку от хутора Куровище, который и находился недалеко от кладбища. По последним найденным документам выяснилось, что перед тем, как вывести на массовый расстрел людей из Смолевичского гетто, было отобрано около двухсот мужчин-евреев, которых и вывезли на хутор. Такие доказательства удалось найти благодаря помощи работников местного краеведческого музея и его сотруднику Полине Сергеевне Хлюпневой, а также поиску препринимателя Сергея Владимировича Смоляра, которым мы безгранично благодарны. А при финансовой поддержке Фонда Лазаруса (прим. гуманитарный фонд, занимающийся увековечиванием мест гибели белорусских евреев во время Холокоста. Его основали на собственные деньги граждане Великобритании Даяна и Майкл Лазарусы), в Беларуси было установлено более семидесяти памятных знаков погибшим евреям. Такой же знак в сентябре этого года был установлен и на еврейском кладбище в городе Смолевичи. Официальное открытие этого памятника пройдет предположительно весной, когда в Беларусь смогут приехать представители фонда-спонсора. А сегодня мы собрались, чтобы отдать дань памяти и уважения погибшим.
От имени районного исполнительного комитета и от жителей города Смолевичи перед делегацией выступил начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Павел Прохорович Графутко:
— Как человек и как смолевичанин я очень хорошо знаю о страшных событиях, которые произошли на этих местах. Очень печально, что пострадали ни в чем не повинные люди. Это невозможно даже осознать. Мы будем помнить всех, кто покоится в нашей земле и будем делать все возможное, чтобы никогда не повторилась война.
Работая раньше учителем истории в школе, я много раз рассказывала своим ученикам о еврейской трагедии, об узниках гетто, пытаясь донести до них все то, что, по моему предположению, могли чувствовать те люди, которые это пережили. Но я никогда не встречалась сама с такими людьми. И когда стала говорить Фрида Вульфовна Рейзман, я поняла, что я и миллионной доли не передала тех чувств, потому что сама такого не испытывала раньше. Маленькая женщина, пережившая ребенком войну и испытавшая все ужасы Минского гетто, с трудом находила слова, чтобы обратиться к присутствующим. И я видела слезы в глазах и боль на лицах у многих, кто ее слушал.
— Дорогие друзья, — сказала Фрида Вульфовна. — Мы, узники Минского гетто, не могли не приехать на эту встречу. Боль, страх и кошмары, которые пережили, когда были маленькими детьми, останутся в нашем сердце и памяти навсегда. Все послевоенные годы рядом с нами присутствуют незримо те, кто невинно погиб в том лагере. Я помню многих и буду помнить всегда. Они взывают нас к памяти, хотят, чтобы мы не забывали о них, чтобы никогда не повторилась та страшная война. И сегодня именно для этого мы и собрались здесь.
На местах, где были установлены памятные знаки, главный раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Республике Беларусь Григорий Абрамович прочитал поминальные молитвы.
— Вы знаете, немного хочется сказать о личном. – сказал Григорий Семенович. — В 2003 году возник Комитет по увековечиванию жертв Холокоста. Именно с этого момента появилась идея ставить памятники в тех местах, которые необходимо было обозначить. И за каждым из них стоят трагедия, боль, огромные цифры и тяжелый труд всех тех, кто занимался установкой памятных знаков. В 2006 году я присутствовал со своей семьей при открытии памятника погибшим евреям в Смолевичах. Родственников в этом городе у меня не было, все они проживали в городе Борисов. Но всех, кто здесь покоится, я считаю близкими и родными людьми. Буквально недавно появилась традиция приезжать сюда каждый год. Я очень рад, что мы не просто увековечиваем места гибели, но и собираемся вместе, чтобы почтить их память.
В последнее время, по мере отдаления от тех далеких времен, когда существовали местечки, о еврейском населении нашего города вспоминают все больше и больше. И нет ничего странного, что люди хотят знать больше о своих корнях. А еврейские корни чаще всего там, в местах, ограниченных чертой оседлости. Им важно передать потомкам знания о прошлом своего народа, ведь без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Хорошо, что есть еще люди, которые могут рассказать об услышанном от своих дедушек и бабушек, от отцов и матерей. Правда, их осталось довольно мало. Но они помнят такие подробности о тех временах, которые не сыщешь в самых толстых томах исторических книг и энциклопедий. И память эта будет жить вечно и передаваться из поколения в поколение. А значит и погибшие люди будут жить всегда в сердцах своих потомков.
Наталья МЕХЕДКО.
На снимке: узники Минского гетто; у памятника на кладбище в Смолевичах.
Фото автора.
Подробную информацию читайте в номере 251 – 254 от 26.10.2013 г.