УДАРНИК НЕ ПРОСТО ОТБИВАЕТ РИТМ, ОН ИГРАЕТ

Уже второй год в Плисской детской музыкальной школе работает преподаватель по классу ударных инструментов Александр Геннадьевич Шелег. Уроженец Слуцка, на Смолевиччину он приехал по распределению, после окончания Белорусского государственного университета культуры и искусств. С его приходом на работу в музыкальной школе открылся класс ударных инструментов. По словам директора Плисской музыкальной школы Ларисы Аркадьевны Журавлевой, у молодого специалиста есть все задатки хорошего педагога. Это талантливый молодой человек, он отлично ладит с детьми, умеет увлечь их своим предметом, активно участвует в жизни школы…

УДАРНИК НЕ ПРОСТО ОТБИВАЕТ РИТМ, ОН ИГРАЕТ

Уже второй год в Плисской детской музыкальной школе работает преподаватель по классу ударных инструментов Александр Геннадьевич Шелег. Уроженец Слуцка, на Смолевиччину он приехал по распределению, после окончания Белорусского государственного университета культуры и искусств. С его приходом на работу в музыкальной школе открылся класс ударных инструментов. По словам директора Плисской музыкальной школы Ларисы Аркадьевны Журавлевой, у молодого специалиста есть все задатки хорошего педагога. Это талантливый молодой человек, он отлично ладит с детьми, умеет увлечь их своим предметом, активно участвует в жизни школы…

О музыке, детях, профессии педагога и многом другом состоялась наша беседа с преподавателем по классу ударных инструментов Плисской детской музыкальной школы.

— Сколько себя помню, с самого раннего детства я любил стучать в различные банки, жестянки, что, конечно, не оставляло равнодушным  моих родных, — вспоминает Александр Шелег. —  Случалось, и банки бил…Тогда мой дед, Петр Семенович, сказал родителям: «Из этого молодого человека может получиться неплохой музыкант». Что, в общем, и определило мою дальнейшему судьбу. Меня «определили» в музыкальную школу.

— Дед, надо полагать, был музыкантом?

— Нет. Он работал ветеринарным врачом. Это был очень эрудированный, уважаемый, интересный человек, который оказал на меня определенное влияние, к его мнению я всегда прислушивался. Он играл очень важную, значимую роль в моей жизни. К сожалению, дед уже ушел из жизни, и признаться,  мне его очень нехватает. А в семье у нас не без музыкантов: мама играет на баяне, брат отца — дирижер военного оркестра…

— Вы решили связать свою профессиональную деятельность с музыкой во время учебы в музыкальной школе?

— Вообще-то я хотел стать пожарным — планировал поступать в Солигорск: там можно было приобрести эту профессию. Потом не то чтобы передумал, а просто решил попробовать свои силы — поступить в Могилевский музыкальный колледж имени Н.А.Римского-Корсакова. Сказать, что тогда мой выбор был осознанным на сто процентов, не могу. Скорее, к моему выбору в пользу музыкального училища присоединилось веское родительское слово. Теперь я благодарен, что они в свое время настояли на моем поступлении: мне нравится то, чем я занимаюсь. После окончания колледжа я продолжил обучение, получив высшее образование в Белорусском государственном университете культуры и искусств:

— Александр Геннадьевич, чем обусловлен выбор в качестве «своих» музыкальных инструментов — ударные? Мне кажется, что многие предпочитают менее шумные: гитару, фортепиано…

— Все ударные инструменты — уникальны  по своей природе.  Очень ошибочно думать, что они производят только шум и стук: на них играют музыку! Роль ударника в любом коллективе определяющая: именно он задает ритм, он является «фундаментом» музыкальной композиции, «под него» играют остальные музыканты. Причем, если ударник играет плохо,  то композицию уже не спасет мастерство  ни  вокалиста, ни остальных музыкантов. Задача человека за барабанной установкой — не просто отбивать ритм, которому следуют остальные. Он тоже музыкант, он не стучит, а играет. Каждый инструмент звучит по-своему: это зависит, в первую очередь, и от качества того материала, из которого он сделан.  Вообще, чем больше играешь на барабанах, тем больше их «чувствуешь». И не просто извлекаешь определенные звуки, а строишь полноценные музыкальные фразы…

Многие думают, что играть на ударных инструментах легко, но это не так. Для того, чтобы стать классным барабанщиком, перкуссионистом, нужно обладать достаточно высоким уровнем мастерства…

— Для того, чтобы на- учиться  играть на ударных инструментах, необходимо…

— Как и для любого музыканта: иметь чувство ритма и слух. Для ударника все же основным является чувство ритма. А музыкальный слух можно  развить.

Нашу музыкальную школу посещают замечательные ребята. Не исключение мои ученики. Они имеют хорошую базу для того, чтобы стать достойными музыкантами. За два года, которые мы с ними занимаемся, они достигли определенных успехов. Конечно, со стороны девочек увлечение барабанами, это, возможно, некая дань моде. Но несмотря ни на что, все они  старательные, талантливые дети.

— Профессия педагога привнесла что-то новое в вашу жизнь?

— Конечно, с работой в музыкальной школе связано много положительных моментов. В первую очередь,  школа — это развитие. Не только учеников, но и педагога, который их обучает: как они от тебя,  так и ты от них постоянно чему-то учишься.  Иногда вместе с ними как бы «погружаешься»  в прошлое. Когда видишь, например, что они делают те же ошибки в обучении, что и ты, когда был еще таким же ребенком, невольно вспоминаешь какие-то забытые моменты, истории, ощущаешь повторение некоторых вещей и явлений в очередной раз…

В Плисской школе хороший дружный коллектив и понимающее руководство. Мне, по складу своего характера было бы сложно ужиться в коллективе, внутри которого, скажем так, не все было бы гладко, а здесь  не только благоприятная общая атмосфера, но и доброжелательно настроенные коллеги…

— Вне школьных стен вы занимаетесь музыкой, творчеством?

—  Я участник коллектива «Stress», выступаю как сессионный музыкант. Люблю проводить время в компании друзей, общаться с интересными мне людьми….

— «Stress» — это группа?

— Это трио барабанщиков, существует оно уже довольно продолжительное время,  я в его составе — третий год. У всех участников коллектива — профессиональное музыкальное образование. Мы играем различные ритмы, выступаем и в Беларуси, и в странах ближнего зарубежья. Например, принимали участие в открытии концерта Национальной музыкальной премии (транслировалась СТВ-авт.), в фестивале народных культур, который проходил в Гродно. Планируем выступления в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, на фестивале «Славянский базар»….

— И все-таки, не сожалеете о том, что пожарным не стали?

— Нет. Я считаю, что все сложилось лучшим образом. Профессия моя мне нравится. Да и о времени учебы вспоминаю с теплом: нам действительно давали хорошие знания, учиться было интересно. Вообще общаться в среде музыкантов — всегда увлекательно. Время пролетает незаметно: кажется, задержался на минуту — а прошел целый час.

 — В одной песне поется: «говорят, музыканты очень циничный народ»…

— Скорее, как все творческие люди — гибкие, увлекающиеся и, не смотря на схожесть интересов, — абсолютно разные. Они легко находят общий язык с окружающими. Они интересны, идейны. Амбициозны — в хорошем значении этого слова.

— Вы  тоже амбициозны?

— Я тоже музыкант. И мне нравится то, что я делаю. Мне хочется работать над собой. Развиваться. Пробовать что-то новое. Я чувствую в себе силы, желание двигаться вперед, расти в профессиональном смысле.

Ольга ЦЫБУЛЬКО.

НА ФОТО: Александр Геннадьевич Шелег со своими учениками.

Фото автора.

Информацию читайте в номере 157-160  от 14.07.2012 г.