СОЮЗ УЧИТЕЛЬСКИХ СЕРДЕЦ

Между отделом образования и отраслевым райкомом профсоюза сложились тесные партнерские отношения, строящиеся на принципах равноправия и взаимного уважения, готовности к принятию взаимоприемлемых решений по различным направлениям. 80-летие системы образования района послужило поводом для нашей встречи с председателем райкома профсоюза работников образования и науки Ларисой Всеволодовной Лапутько, которая рассказала о делах и планах организации, которой она руководит.

СОЮЗ УЧИТЕЛЬСКИХ СЕРДЕЦ

Между отделом образования и отраслевым райкомом профсоюза сложились тесные партнерские отношения, строящиеся на принципах равноправия и взаимного уважения, готовности к принятию взаимоприемлемых решений по различным направлениям. 80-летие системы образования района послужило поводом для нашей встречи с председателем райкома профсоюза работников образования и науки Ларисой Всеволодовной Лапутько, которая рассказала о делах и планах организации, которой она руководит.

– Лариса Всеволодовна, давайте начнем со статистики. Кто сегодня входит в состав районной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки?

– Наша профсоюзная организация насчитывает 41 первичку и объединяет 1438 членов профсоюза – работающих и пенсионеров. Хотелось бы отметить, что в 2011 году отраслевой профсоюз отметил 90-летие. Поэтому все 80 лет истории отдела образования связаны с историей профсоюзного движения.

– Каким образом строятся отношения между отделом образования и райкомом профсоюза?

– На протяжении последних лет в районе происходит главное, что характеризует совместную работу райкома профсоюза и отдела образования – это повышение культуры социального партнерства в подлинном понимании этого слова. Одним из наиболее важных элементов партнерства является соглашение между отделом образования и райкомом профсоюза, коллективные договоры, заключенные во всех учреждениях образования. В районное соглашение и коллективные договоры включены все нормы отраслевого и областного соглашений, что способствует проведению единой социальной и образовательной политики, сохранению стабильности. Я не буду перечислять все дополнительные, по сравнению с Трудовым кодексом Республики Беларусь, гарантии, содержащиеся в соглашении и коллективных договорах. Остановлюсь лишь на некоторых примерах, которые показывают, как реагирует профсоюзная организация на возникающие проблемы. К примеру, сложилась напряженная обстановка с получением мест в дошкольных учреждениях образования. В этом случае в районном соглашении появляется пункт о предоставлении детям педагогических работников внеочередного места при необходимости обеспечения образовательного процесса в учреждениях образования района. Кроме того, по письменной просьбе работника по истечении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период летних каникул наниматель может предоставить ему отпуск по семейно-бытовым причинам продолжительностью до 60 дней, но не позднее начала учебного года – 1 сентября. Трудовой кодекс не разрешает делить отпуск более чем на две части, а такая необходимость возникает у многих работников, тем более, что большинство из них – женщины. Районное соглашение и коллективные договоры разрешают деление отпуска более чем на две части. Причем, одна из них должна быть не менее 14 дней.

– Какие требования предъявляет время к профсоюзным лидерам?

– Последняя отчетная кампания показала, что профсоюзными лидерами, в большинстве своем, избраны неравнодушные и компетентные люди. Это подтверждает стабильность состава профкомов. Профактив ставит во главу угла принцип «дойти до каждого, помочь каждому». Именно у первичной организации есть возможность помогать адресно, видеть не только общие проблемы, но и личные, быть рядом с человеком в его беде и разделять радость. Самое главное в первичной организации то, что тебе помогают твои товарищи. И они, в свою очередь, рассчитывают на то, что завтра ты тоже придешь на помощь, если им будет трудно. Это и называется солидарностью, на которой основывается первичная организация и профсоюз в целом.

Важнейшей составляющей нашей работы является также создание и поддержание в коллективах здоровой морально-психологической обстановки. В большинстве учреждений образования отношения нанимателя и профкома содействуют высокому уровню психологической комфортности. Коллективных и трудовых споров не возникало с 2006 года. Этому способствует и то, что профкомы участвуют в разработке и согласовании локальных нормативных актов: правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций по охране труда, расписания учебных занятий, графика трудовых отпусков и других документов.

– Как конкретно первичные организации помогают члену профсоюза?

– В целом, Положение о материальной помощи составлено так, что учитываются любые жизненные ситуации, в которых может оказаться член коллектива. Предусмотрены выплаты на случай вступления в брак (если он заключается впервые), рождения ребенка, продолжительного лечения, в связи с юбилейными датами, стихийными бедствиями, смертью члена семьи, в связи с уходом на пенсию, предусмотрена частичная компенсация стоимости путевки для детей в летний оздоровительный лагерь, а также стоимости путевки в санаторий для работника. Ряд учреждений образования из фонда материальной помощи частично компенсируют стоимость проезда работника к месту работы, что способствует обеспечению сельских школ квалифицированными кадрами. Также предусмотрены выплаты по итогам учебного года за работу без больничных листов. Грамотно составленные коллективные договоры действительно предоставляют ряд дополнительных гарантий работникам. Приведу интересные примеры. В коллективных договорах Пекалинской средней школы, Черницкого учебно-педагогического комплекса, Петровичской средней школы предусмотрена частичная компенсация найма жилья молодым специалистам. Получают материальную помощь студенты-заочники Усяжской средней школы и Драчковского учебно-педагогического комплекса. В Курковском учебно-педагогическом комплексе оказывается помощь при строительстве жилья и его капитальном ремонте. В Усяжской средней школе материально поддерживают работников, имеющих инвалидность, работников, воспитывающих детей-инвалидов, малообеспеченных и многодетных работников. Я озвучила лишь некоторые позиции коллективных договоров. Когда стороны действительно ответственно подходят к его написанию, то это, прежде всего, содействует профессиональному росту и заинтересованности работников в развитии учреждения образования.

– Возникают ли проблемы со вступлением в профсоюз молодых специалистов? 

– Социальные льготы и гарантии, закрепленные в коллективных договорах, действуют для членов профсоюза, поэтому проблем с вступлением не возникает. К тому же, кроме всех выплат, предусмотренных законодательством, коллективные договоры всех учреждений образования устанавливают молодым специалистам надбавки в размере до 20% ставки (оклада) на период первых двух лет работы.

– Чем еще насыщена профсоюзная жизнь?

– Чтобы разнообразить досуг работников образования, райком профсоюза ежегодно организует смотр художественной самодеятельности, экскурсии, спартакиады, туристические слеты, встречи ветеранов, праздники, посвященные Дню Победы, Дню матери, Дню учителя, Новому году, Международному женскому Дню и многое другое. Традиционно райком профсоюза принимает участие в августовской педагогической конференции и встрече молодых специалистов. Во исполнение Постановления Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси райком ежегодно проводит благотворительные акции в День защиты детей, День знаний, Новый год. Оказывается помощь социально-педагогическому приюту и коррекционному центру. По инициативе райкома к этой акции привлекались и другие профсоюзные организации.

– Лариса Всеволодовна, что бы Вы хотели пожелать работникам системы образования, которой в эти дни исполняется 80 лет?

– Во-первых, хочу вспомнить людей, чей труд заложил прочную основу для развития современной системы образования. Среди них Василий Иванович Герасимчик, который за двадцать лет работы руководителем системы образования района внес неоценимый вклад в ее развитие. Хотелось бы поблагодарить Павла Прохоровича Графутко, Геннадия Васильевича Меркуля и ныне действующего руководителя отдела образования Наталью Николаевну Филипович. Без их внимательного, чуткого отношения к профсоюзным проблемам ни о каком социальном партнерстве не могло бы быть и речи. Сложившиеся в районе коллективно-договорные отношения – и их заслуга.

Дорогие коллеги! Будущее зависит от того, чему вы научите своих учеников. Ваша неустанная забота о детях, ваше милосердие и терпение заслуживают большого уважения и преклонения. Пусть в ваших сердцах всегда будет место для добрых дел, здоровье не подводит, а близкие всегда будут рядом. Низкий поклон ветеранам педагогического труда. Вы сберегли лучшие традиции нашей школы и щедро делитесь своим опытом с коллегами.

Беседовала Виктория ЖИЛЯКОВА.

На снимке: Лариса Всеволодовна Лапутько.

Фото автора.

 Информацию читайте в номере 259 – 262  от 10.11.2012 г.