Мечты человека о небе и возможность летать в какие только науки и
увлечения не выливаются. Даже если над землей поднимаешься не ты сам, а
сделанный тобой самолет.

Авиамоделизм является одним из распространенных видов технического
спорта. Этим спортом увлекаются десятки тысяч студентов, школьников, а также
специалистов из различных областей.

 

 

 

Мечты человека о небе и возможность летать в какие только науки и увлечения не выливаются. Даже если над землей поднимаешься не ты сам, а сделанный тобой самолет.

Авиамоделизм является одним из распространенных видов технического спорта. Этим спортом увлекаются десятки тысяч студентов, школьников, а также специалистов из различных областей.

Проектирование и запуск авиамодели — интересное хобби и увлекательный технический спорт. Обоими направлениями сегодня занимаются люди во многих уголках нашей планеты. Получить же начальные знания возможно в кружках по авиамоделированию, посещать которые могут и девушки, и юноши.

В ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Смолевичского района» также создано объединение по интересам «Авиамоделизм. Судомоделизм», где учат конструировать различные авиационные модели и модели кораблей.

Руководит объединением педагог дополнительного образования Владимир Дегтярев (на снимке). На вопрос, как авиамоделизм вошел в его жизнь, Владимир отвечает:

— Практически как у всех — это мечта детства. Никто конкретно не может сказать, когда он это решил. Здесь, в Смолевичах, самолеты кругом. Я в 10 лет пришел в кружок авиамоделизма в Минске. Чемпионом страны был. Раньше это было возможно только для детей, а теперь и молодежь может заниматься. И вот кружок детского творчества перешел для меня в молодежное, а потом я стал педагогом дополнительного образования. Даже не знаю, как это случилось.

Сейчас у него занимаются 30 человек — мальчишки и юноши от 10 до 18 лет.

В учебной мастерской, куда ни глянь, — инструменты и, конечно, самолеты, кораблики… Здесь царит творческий беспорядок, но это — на первый взгляд. На самом деле — все на своих местах, все под рукой. Занятия проходят 4 раза в неделю, на них ребята знакомятся с азами авиастроительства, открывают для себя обширный пласт знаний о различных моделях. От простого к сложному, от модели к модели участники объединения по интересам знакомятся с основами строения и изготовления различных моделей, овладевают способами и приемами обработки различных материалов, учатся строить самолеты и кораблики своими руками, а также запускают свои творения в небо.

Как отмечает педагог, для создания модели не так уж много нужно: базовый набор инструментов, нож, линейка. Потребуются также карандаш, ручка, шаблоны, которые, как правило, изготавливает педагог. Из материалов используется весьма доступный пеноплекс. Его можно купить в любом строительном магазине, это недорого: лист стоит порядка 80-ти тысяч рублей. И этого листа хватит, чтобы изготовить два больших и еще один маленький самолетик. В качестве финишного покрытия уже готового изделия ребята используют цветной скотч, самоклеющуюся пленку. Они просты в применении: самолет не нужно красить, сушить, что экономит массу времени. Также понадобится фанера — в небольшом количестве. Инструменты для занятий собирали сообща: мама кого-то из ребят не нужный дома утюг выделила, кто-то принес лобзик. Кто-то ножовку по дереву подарил. Есть в мастерской и термопистолет, который заменяет ребятам клей, хотя и клей они также используют, в основном, — «Титан».

Из электроники используют сервомашинки — 2-3 штуки на самолет. Они также весьма доступны: в районе 3-х — 5-ти долларов за комплект. Для радиосамолетиков нужен пульт дистанционного управления. Он, конечно, дороже, но зато прослужит долго, продается вместе с приемником, который устанавливается на самолетик. Стоит это удовольствие уже около 50-ти долларов. Как отмечает Владимир, сейчас, в век электричества, все стало гораздо проще и лучше. Еще 20 лет назад на электричестве не летал никто, 15 лет назад начали появляться первые электросамолетики. Тогда это было очень дорого. На данный момент электричества много, и оно стало доступным, поэтому цена за мечту стала вполне реальной, и на данный момент две трети страны летает на электричестве.

В моделизме, электронном — особенно, используют одни из самых передовых наработок в технике. В электронике то же самое — лучшее, что есть на планете, за исключением военных технологий.

Конечно, всеми этими материалами и инструментами нужно уметь пользоваться. Часто ребята, приходя на занятия, не только не умеют держать в руках лобзик, но и не владеют элементарными базовыми знаниями, например, что такое прямой угол или параллельные линии — для них «темный лес». Но педагог ко всем относится с пониманием, стараясь каждому помочь, показать и объяснить. Поэтому, помимо непосредственно авиа- и судомоделирования, на занятиях присутствует и общеобразовательный момент.

Изготовление моделей осуществляется по двум направлениям: изготовление копий реальных самолетов (полукопии) и творческое направление, когда ребята хотят делать что-то экзотическое. Работа во втором направлении осуществляется все-таки с оглядкой на настоящий самолет: у него будет все, как у настоящего. Ведь есть определенные параметры: машины, например, на трех колесах не ездят. Так и здесь. Есть примерная пропорция, относительно того, что где размещается. Учатся по специальной литературе, где есть чертежи, которые ребята вместе с педагогами сами дорабатывают.

— Есть в продаже и готовые модели самолетов, — отмечает Владимир. — И вот покупается такой набор, дарится иногда. И это тоже хороший вариант: не нужно делать самому. Такой самолет хорошо летает, он красивый, изящный, он устойчивый, не бьется на малых скоростях. Конечно, мы его дорабатываем, ставим электронику, но на это уходит часов пять, а чтобы сделать самому — гораздо больше времени требуется. И в корабликах так. Покупается кораблик, то есть, корпус у нас есть, а он, на самом деле, занимает много времени, берем его, вынимаем все китайское, ставим свою «начинку», и он «летает» над водой. Родного аккумулятора хватает на 5-7 минут, а хорошего — минут на 20.

Есть такие модели и в данном объединении. Педагог демонстрирует и объясняет устройство каждой, рассказывая, что конкретно измели, и как улучшились свойства: например, у одного кораблика поменяли мотор, поставили другой руль, и вместо 30-ти км/час в базе получили 50 км/час. Для сравнения можно отметить, что настоящие корабли развивают примерно такую же скорость.

В объединении по интересам ребята не только трудятся над созданием моделей самолетов, кораблей, но и учатся «летать». Для того, чтобы им было легче освоиться на поле, должна быть заложена определенная база. Ее ребята приобретают, «летая» на компьютерном симуляторе. Чтобы новички «взлетели», на симуляторе надо налетать часов тридцать – пятьдесят. Он неплохо дает базовые навыки.

— В первое время здесь очередь выстраивалась, — говорит Владимир, показывая на компьютер, — а теперь их гонять надо. Симулятор абсолютно неплохо дает базовые навыки. Даже я иногда летаю. Но самые опытные летают только на настоящих. Пройдя школу симулятора, полет становится довольно простым. Но, выходя в поле, надо преодолеть психологический барьер. И если самолет упал — это не значит, что ребенок чего-то не умеет, значит, где-то рискнул, и чуть-чуть не хватило. Немногие самолеты доживают до того, чтобы надоесть и пылиться где-нибудь. После трех десятков воздушных боев берешь его, а там уже все бито-перебито, он как поролоновый. Это нормально. Опытные дети берут потом лист пеноплекса, и через месяц у них — пять самолетов. И это, несмотря на то, что занятия у нас не каждый день, а помимо этого — школа, уроки, а в хорошую погоду на улице погулять хочется. Но для них — это не проблема.

Занятия проходят в свободной форме. «Это не школа», — объясняет Владимир. И по телефону можно поговорить, и уйти пораньше, и задержаться, чтобы что-то доделать.

Для детей ведь важен, прежде всего, результат. Рекордная посещаемость в объединении — 18 человек.

— Это сложно, — говорит педагог. — Когда все с начальным уровнем — особенно. Ребята опытные работают практически самостоятельно. Бывает, им нужна моя подсказка или помощь. Но нечасто. А ребятам начального уровня нужно больше внимания. Учу. Некоторые уходят из объединения. И объяснить это легко: переходный этап. Самый простой самолетик сделать несложно. Относительно. Сделали такой самолетик, все легко. Все полетело. А потом начинается следующее: этот самолет делается за занятие, на другой — надо потратить месяц. И здесь уже такой момент, когда надо работать, а результат еще не виден. За этим следует разочарование. А когда ребенок, пройдя все этапы подготовки, увидит полет среднего, а потом более сложного самолета, он останется. За год можно и не дойти до самого сложного самолета. Но если он до него дошел, то девять из десяти, что ребенок останется на занятиях. Сейчас, например, из 24-х пришедших человек — 12 действующих. Из них в итоге останется пять, а может, — два-три человека, которым это по-настоящему нравится. Девчонки в деле авиамоделирования — дело нечастое. И дело не в том, что у них не получается. Приходит девочка, делает самолетик. Не хуже брата. Она пришла, она тут одна. Если бы их было человек пять, тогда другое дело. Так и с маленькими детьми. Я стараюсь их брать в сентябре, чтобы их пришло человек 5-10, и они вместе двигались. С зимы приходят, каждый месяц человека 2-3 обращаются. Один пришел, освоился, и его не пугает, что он отстает. А многие новички, видя самолеты опытных, говорят, что хотят такой же. Ну как? Мне разницы нет, но нет практики и общего понимания, он не сделает. Если сделает, то один раз упал, развалился — и то же самое разочарование.

На мой взгляд, самое интересное в таком деле, как авиамоделизм и судомоделизм, это не создание модели, а ее запуск. Недавно мальчишки вместе с педагогом отправились на Смолевичское водохранилище запускать кораблики.

— Такое изумление. Такой восторг! Чуть ли не бежали за ним по воде, — отмечает Владимир. — Несмотря на то, что мы больше времени уделяем все-таки самолетам, после субботнего заплыва кораблики делали все! Вот такой вдохновляющий момент. И когда запускаем самолеты — тоже «Охи», «Ахи». Едем на поле, все шумят, галдят, едем назад — тишина. Конечно, три часа по полю побегать за самолетом — это не школьный урок физкультуры.

Летом у нас на Смолевиччине планируется проведение соревнований по воздушному бою.

— К сожалению, сейчас только одни большие соревнования остались. В Могилеве что-то проводят и в Минске, а на уровне республики, чтобы мы могли своих детей вывезти, есть только одни — общегосударственная спартакиада, — говорит Владимир. — В основном, всегда нас принимает Солигорск, но в этом году планирует принять Могилев. Есть международные соревнования, но возможности там поучаствовать у нас нет из-за отсутствия финансирования. В Минск, Борисов мы можем съездить за свой счет, а вот Питер, Москва — вряд ли. В Польшу съездить это вообще фантастика. Там ангары, футбольные поля используют для этих целей — это очень красиво и масштабно.

Но, несмотря на все трудности, педагог и ребята не унывают, они заняты любимым делом — конструируют, моделируют, создают, запускают и соревнуются. И любой мальчишка, юноша, придя в это объединение, может осуществить свою мечту о самолетах и небе. Здесь рады всем!

А мы будем следить за успехами ребят и радовать вас, уважаемые читатели, материалами об увлеченных и интересных людях.

 

Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.

Фото Александра ВОЛОДЬКО.

Информацию читайте в № 113- 116 от 20.04.2016г.