Многие жители нашего района, особенно поселка Октябрьский и
окрестных сел, хорошо знают историю памятного боя в самые
первые дни Великой Отечественной войны на станции «Красное Знамя», когда
командир зенитного подразделения двадцатитрехлетний лейтенант Сергей Коптев с военного эшелона, направляющегося на Западный фронт и
застрявшего на железнодорожных путях станции, организовал отпор фашистскому
танковому десанту. Наши зенитчики стреляли прямо с платформ, открытых и
уязвимых со всех сторон. Но ни один
вражеский танк не прошел, все запылали
на белорусской станции. Лейтенант Коптев умер от полученного ранения и
похоронен в братской могиле рядом со станцией «Красное Знамя».
Многие жители нашего района, особенно поселка Октябрьский и окрестных сел, хорошо знают историю памятного боя в самые первые дни Великой Отечественной войны на станции «Красное Знамя», когда командир зенитного подразделения двадцатитрехлетний лейтенант Сергей Коптев с военного эшелона, направляющегося на Западный фронт и застрявшего на железнодорожных путях станции, организовал отпор фашистскому танковому десанту. Наши зенитчики стреляли прямо с платформ, открытых и уязвимых со всех сторон. Но ни один вражеский танк не прошел, все запылали на белорусской станции. Лейтенант Коптев умер от полученного ранения и похоронен в братской могиле рядом со станцией «Красное Знамя».
В этом же бою, мужественно сражаясь с захватчиками, жертвами стали и другие красноармейцы. Через много лет, уже в мирное время, в редакцию смолевичской районной газеты пришла местная жительница, тогда сотрудница районного сберегательного банка Татьяна Викентьевна Стануль и поведала историю, которую помнила еще с военной поры. Еще совсем юная девушка Татьяна до войны жила в родной деревне Липки. Она также узнала про бой на станции и, когда все успокоилось, вместе с сельской молодежью направилась на место сражения. И вдруг услышала, что возле поля, где росла рожь, местные жители хоронят нашего офицера.
— Мы подбежали к тому месту, увидели, как двое жителей Липок копают могилу, — вспоминала Татьяна Викентьевна. – Убитый лежал рядом. У него была в крови голова. На земле рядом с убитым лежали его документы. Я взяла их в руки и прочла: «Колотилов Василий Матвеевич, деревня Денисовка, Пустошкинский район Смоленской области». Сберечь документы в суровое и неспокойное военное время не удалось, но фамилия и имя погибшего запомнились навсегда.
Наша газета тогда напечатала рассказ женщины. А заведующий отделом писем редакции Иван Трофимович Панченко письмом отправил эту публикацию в калининскую областную газету в надежде, что где-то живы родные погибшего воина и пусть узнают о месте его гибели. Иван Трофимович сам был уроженцем Смоленщины, и его очень взволновала судьба земляка, хотя признавался, что слабо верилось, что кто-то отзовется, ведь прошло почти 38 лет после рокового сражения, и трудно было сохранить в памяти точный адрес и имя совершенно неизвестного человека, всего лишь раз взглянув в его документы.
Скоро из Калинина сообщили в редакцию, что Пустошкинский район после реорганизации был присоединен к Псковской области, и местные журналисты переслали нашу газетную вырезку в пустошкинскую районную газету. Ответ пришел очень скоро: так, действительно в деревне Денисовка был такой житель – Колотилов Василий Матвеевич, которого в селе знали и помнят.
Останки воина перезахоронили в братскую могилу на станции «Красное Знамя». Его имя не потерялось в жерле кровопролитной войны, благодаря таким людям как Татьяна Викентьевна Стануль, Иван Трофимович Панченко, журналисты российских газет. Погибший в первые дни войны красноармеец Василий Колотилов нашел свой последний приют в белорусской земле, здесь его имя помнят и чтят.
Э.ПОТАПЧИК.
Информацию читайте в № 173-176 от 15.06.2016г.