Открытое акционерное общество «Белдортехника» занимает, конечно же, далеко не первые места в реестре промышленных предприятий страны. Но в своей головной структуре – департаменте «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций, расположенное в Смолевичах предприятие, которое с успехом возглавляет директор Леонид Алексеевич Гатальский, играет довольно заметную роль, хотя его продукция и относится к промышленной номенклатуре изделий. Здесь выпускают более 25 наименований дорожно-строительной техники. Это и катки дорожные, катки дорожные вибрационные, машины и оборудование для строительно-отделочных работ, машины строительные, оборудование дорожно-строительное, отвалы бульдозерные.
Открытое акционерное общество «Белдортехника» занимает, конечно же, далеко не первые места в реестре промышленных предприятий страны. Но в своей головной структуре – департаменте «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций, расположенное в Смолевичах предприятие, которое с успехом возглавляет директор Леонид Алексеевич Гатальский, играет довольно заметную роль, хотя его продукция и относится к промышленной номенклатуре изделий. Здесь выпускают более 25 наименований дорожно-строительной техники. Это и катки дорожные, катки дорожные вибрационные, машины и оборудование для строительно-отделочных работ, машины строительные, оборудование дорожно-строительное, отвалы бульдозерные.
А дороги… Их, пусть и в меньших масштабах, но строят даже в кризисные времена. Потому-то и работает, промышленное по сути, предприятие стабильно, постоянно имея в портфеле заказов контракты на поставку оборудования и техники не только дорожным службам нашей страны, но и зарубежным.
— Мы как-то особенно не ощутили экономического кризиса, — говорит главный инженер «Белдортехники» Юрий Владимирович Павленко.- Работаем ритмично, продукция востребована и продается, перспективы на ближайшие годы в общих чертах ясны…
— Сегодня нечасто услышишь, что кого-то обошел кризис… Как это вам удалось?
— Секретов особенных нет: хорошо, я считаю, работают инженерно-конструкторские службы. У нас постоянно в заделе что-то новое. Почти каждый год мы предлагаем на рынок дорожно-строительной техники оригинальные изделия. Вот и в этом году поставили на производство щетку дорожную, которая в каталоге изделий нашего предприятия будет значиться в номенклатуре навесного оборудования под индексом 8002.
Здесь нужно заметить, что навесное оборудование, хотя линейка выпускаемых изделий этой номенклатуры в общем объеме производства довольно широка, все же не определяющий вид продукции. Основная – это производимые по принципу «своей базы» машины: катки дорожные, катки дорожные вибрационные в весовой гамме от 3 до 12 тонн, выпускаемые совместно с россиянами грейдеры среднего класса ГС-1402. Здесь нужно сказать, что «своя база» — это рама собственного изготовления, на которую затем размещают и навешивают узлы, агрегаты и прочее комплектующее механическое и электрическое оборудование. То есть, фактически, — это оригинальное изделие. Но производство катков, а также части другого навесного оборудования на «Белдортехнике» кооперировано – в машине используются комплектующие и из Чехии (гидромоторы), и с Минского моторного завода, и с Украины.
И хотя катки здесь производятся уже не первый год, многое в плане НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) на перспективу связано именно с катками. Сегодня на заводе уже озвучили на различных уровнях свое желание и возможность начать подготовку производства к выпуску нового катка с общей массой в 16 тонн. Это будет совершенно новый для нашей страны технологический механизм, который можно будет использовать для подготовки оснований самых современных автомобильных дорог.
— К тому же наша продукция пользуется спросом не только на отечественном рынке, но и за рубежом, в Российской Федерации, в частности, — продолжает рассказывать Юрий Владимирович. – Вот, совсем недавно, мы продали один каток в Красноярский край, в Сибирь. Надеемся, он там себя хорошо покажет. Так что, кризис – кризисом, а мы свои производственные показатели смогли вывести на 100 процентов выполнения, причем обеспечили рост объема производства на 115 процентов, показатели экспорта также идут с возрастанием. Основные зарубежные покупатели – страны: Российская Федерация, Молдавия, Украина.
— А как насчет «затоваривания»? Работы на склад? Эта тема сегодня очень актуальна…
— Запасы готовой продукции на складах у нас составляют не более 20 процентов, притом, что даже 50 процентов от объема считалось бы вполне допустимым. Так что, и в этом плане у нас все в порядке.
Смолевичане знают, что «Белдортехника» — завод, по сравнению с находящимися в нашем районе такими грандами, как «БелАЗ», «КЗТШ», совсем маленький. Всего-то три цеха: заготовительный, механический, сборочно-сварочный обеспечивают производственную часть, которую возглавляет начальник производства Юрий Петрович Стома. Но зато, плюс к этому, свои конструкторская и технологическая службы. Небольшие, всего по нескольку человек, но на них-то и возложены очень важные для предприятия задачи генераторов идей. В этом просматривается явное влияние на структурную организацию «Белдортехники» со стороны «БелАЗа», поскольку многие инженеры, занимавшие и занимающие здесь ныне руководящие должности, прошли школу этого предприятия. А цеха, что? Цеха справятся: здесь также трудятся классные мастеровые. К примеру, сварщик «Белдортехники» Захар Александрович Якимович занял четвертое место в Международном конкурсе на лучшего сварщика, который проходил совсем недавно в Барановичах. Среди же цехов лучшим, как здесь считают, является сборочно-сварочный. Им руководит Юрий Геннадьевич Мехович. Впрочем, понятие «лучший цех» здесь будет не совсем точным. Этот цех – определяющий на производстве, в него, что естественно, — большая часть капитальных вложений, ему – более пристальное внимание.
В последнее время на предприятии внедрены в технологический процесс плазменная резка металла, сварка металла в среде аргона, постоянно совершенствуются сборочно-сварочные операции. Все это позволило значительно улучшить качество будущих изделий уже на первых этапах их изготовления. Не случайно поэтому ОАО «Белдортехника» сертифицировано по системе менеджмента качества ISO-9001, а по системе охраны труда и техники безопасности имеет ISO-14000 и ISO-18000. Такое достижение заслуживает распространения и поэтому на базе «маша» проводился семинар специалистов района по ISO-18000.
В экономическом плане у них направление жесткое – обходиться при инвестировании в основные фонды (а это наиболее финансовоемкие инвестиции) своими средствами. По крайней мере, высказывания на этот счет Павленко прозвучали едва ли не как его кредо:
— Юрий Владимирович, но ведь весь промышленный мир при обновлении производственной базы живет за счет кредитов. Вон, едва ли не штампом стала фраза “Кредиты под гарантии государства”. А почему вы от них отказываетесь?
— Кредиты рано или поздно надо отдавать. А если проценты на них будут “съедать” едва ли не четверть от получаемой прибыли, то зачем такие кредиты? Нет, уж лучше мы сами будем собирать средства на обновление производства. Кстати, замечу, что мы постоянно обновляем парк технологического оборудования. Вот недавно приобрели новое сварочное оборудование. Инвестируем также средства в содержание и ремонт зданий и сооружений. В частности, произвели ремонт асфальтового покрытия дорог предприятия. Те, кто знают, сколько сегодня стоят дороги, поймут, насколько серьезными были для нашего небольшого предприятия такие капложения. А ведь есть и другие направления, требующие денег. Часть средств идет и на инвестирование в социальную сферу: в ремонт гардеробов, к примеру, или в создание комнаты для приема пищи. Ведь некоторые работники предприятия приходят на работу по старинке со своими “тормозками”.
На “Белдортехнике” время от времени организуются разного рода совместные экскурсии и целевые поездки, средства на которые также выделяет завод.
Министерство транспорта и коммуникаций проводило здесь подведение итогов по работе в минувшем году машиностроительных предприятий своей отрасли. А их, таких, насчитывается в его структуре около 25. Так вот, смолевичская “Белдортехника” заняла среди них первое место.
…В приемной на стенах висят грамоты и знаки отличия, которых был удостоен смолевичская «Белдортехника» на различных выставках. В том числе и на международных. В них самые хорошие слова в адрес предприятия. И они заслуженны. Поэтому так легко произносятся слова: «С праздником вас, машиностроители!».
Владимир ЕВСЕЕВ.
На снимках: инженеры-конструкторы Д.В.Шинкаренко, Д.В.Шишлянников и начальник конструкторского отдела О.Н.Обыскалов; четвертое место на Международном конкурсе сварщиков в Барановичах занял молодой сварщик Захар Александрович Якимович; в номенклатуре основных изделий значатся и заливщик швов, и многотонный каток.
На снимке: (слева направо) слесари механосборочных работ П.Г.Маркевич, Е.Н.Бабицкий, А.И.Лазута, бригадир В.Б.Шумейко, слесарь механосборочных работ А.Л.Бабицкий и исполняяющий обязанности начальника цеха И.Г.Реутский.
Фото Александра ВОЛОДЬКО.