Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Роберт Рождественский.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Роберт Рождественский.
Педагог сопровождает каждого человека добрую половину жизни, оставляя широкий след в сознании и влияя на судьбу. Преуменьшить значимость нашей профессии сложно. Каких только испытаний не готовит педагогу беспокойная жизнь! Это и ненормированный рабочий день, и высокая ответственность, и усталость от бесконечной суеты. Но это и радость от вовремя сказанного теплого слова и от успехов учеников. Среди этих перипетий педагог всю свою жизнь сохраняет доброту и чуткость, любовь и понимание.
В системе образования района трудятся более восьмисот педагогических работников. Три четверти из них имеют высшее образование. Это больше, чем в среднем по области, и высокообразованных специалистов в нашем районе становится все больше.
Все директора учреждений общего среднего образования имеют высшее образование. Из 18 заведующих дошкольными учреждениями высшее образование имеют 15 человек.
Педагогические коллективы района ежегодно пополняются молодыми специалистами. В этом году в преподавательскую семью влились 42 молодых специалиста. Отрадно, что большинство из них остаются работать в нашем районе. Это значит, что опытным педагогам есть кому передать свои знания, что не прервутся традиции ответственности и профессионализма в образовании.
В судьбе каждого человека есть своя школа, которая ведет не только в страну знаний, но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека. Каждому из нас годы учебы подарили своих друзей, своего Учителя, своего Директора. С уверенностью можно сказать, что учитель, а особенно директор на селе – это самый уважаемый человек, не только носитель знаний, но и пример самоотверженного труда, честности, порядочности, интеллигентности.
Плисская школа – одно из старейших учебных заведений Смолевичского района. В текущем году школа перешагнула свой 118-летний рубеж. Но, несмотря на почтенный возраст, она по-прежнему молода, неиссякаема на таланты, изобретательскую инициативу, творчество, новизну. А ведет ее к новым победам и достижениям компетентный, грамотный, энергичный руководитель и просто привлекательная и обаятельная женщина Ирина Николаевна Зыль.
Вот уже одиннадцать лет ее трудовая деятельность связана с Плисской школой. Ирину Николаевну по праву можно назвать не просто директором, а лидером педагогического коллектива. Ведь лидер – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения или из-за страха перед начальством, а потому, что он обладает способностями и умением превращать организуемые им дела в интересные и привлекательные для других.
Благодаря ее руководству в 2013, 2015 годах трудовой коллектив Плисской школы был признан победителем районного соревнования среди структурных подразделений и учреждений социальной сферы, РОВД, РОЧС, ЖКХ, предприятий Смолевичского района и награжден переходящим вымпелом и дипломом Смолевичского РИК.
Конечно же, столь высокие достижения – результат ежедневной кропотливой работы всего педагогического коллектива. Но для того, чтобы «школьный оркестр» играл слаженно, нужен хороший «дирижер».
Школа – это целое государство, которое живет по своим законам и правилам, и даже по своему календарю. Школа – это семья, в которой бывают свои трудности, свои радости, свои праздники. Поэтому Ирина Николаевна Зыль, как настоящая хозяйка большого дома, тщательно следит, чтобы в школе всегда было чисто, уютно и «вкусно пахло». Каждое ее утро начинается со школьного порога. Она обязательно встречает всех ребят, идущих в школу, уделяя особое внимание внешнему виду. Кого-то похвалит, кого-то пожурит, а кому-то подскажет. В результате все учащиеся знают, что деловой стиль одежды – это удобно, красиво и современно. Деловая одежда настраивает на работу, дисциплинирует.
Директору в течение дня приходится решать множество задач и проблем. Одной из важнейших личностных черт Ирины Николаевны, необходимых для руководителя, является уверенность в себе. В любой сложной ситуации мы знаем, что наш директор все знает, умеет и может! А если нет, то узнает, найдет выход, сможет. Это всегда придает определенный психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.
В работе с педколлективом важнейшим для Ирины Николаевны стало одно из положений педагогики успеха: «Не надо бороться с недостатками, надо развивать достоинства». И это действительно так. Подводя итоги определенного периода работы, наш директор всегда старается создать позитивный настрой на будущее, а не концентрироваться на переживании промахов и неудач. Ведь так важно для каждого человека вовремя и к месту сказанное доброе слово!
Интересна, трудна, увлекательна, ответственна работа директора школы. Сколько нужно знать, уметь, учиться для того, чтобы эта работа приносила радость и была успешной. За добросовестный труд в системе образования Ирина Николаевна Зыль неоднократно награждалась Почетными грамотами республиканского, областного и районного уровней. А в этом году Ирина Николаевна удостоена почетного звания «Отличник образования» Республики Беларусь. Проработав в системе образования тридцать один год, Ирина Николаевна считает, что каждый человек, будь то ученик, родитель или учитель – это целый мир, разобраться в котором непросто. Но возможно и нужно. При одном условии – сотрудничая.
Сегодня Ирина Николаевна Зыль с оптимизмом смотрит в будущее. Она – счастливый человек. Все сложилось в ее жизни. Любимая работа, благополучная семья, которая является ее опорой и надежным тылом. А в настоящее время – это самое важное в жизни каждого человека.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Лев Толстой.
Эти строки великого русского писателя как нельзя лучше характеризуют Анну Константиновну Северинец, учителя русского языка и литературы Смолевичской районной гимназии. Выходец из семьи педагогов, она принадлежит к числу тех учителей, про которых говорят, что они работают «с огоньком», отдавая делу всего себя.
Посудите сами: в прошлом преподаватель вуза, работая в гимназии только два года, она успела добиться со своими учениками таких результатов, к которым иные учителя идут годами и десятилетиями. Так, в прошлом учебном году победителями районной олимпиады по русскому языку и литературе стали ученицы Анны Константиновны — Полина Нехайчик и Анастасия Рунец, а Евгения Субот в 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах стала призером как районного, так и областного этапов олимпиады, а также успешно принимала участие в республиканском этапе в составе каманды учащихся Минской области.
В 2015/2016 учебном году под руководством Анны Константиновны Евгения стала победителем районного, областного и республиканского этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», III Минской олимпиады по лингвистике.
За результативное участие в интеллектуальных состязаниях республиканского и международного уровней в 2015/2016 учебном году Евгения Субот удостоена поощрения специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Кроме того, по итогам 2015 года Жене присвоено звание «Ученик года Минской области».
Анна Константиновна – не просто успешный педагог, а интересная, разносторонняя личность, тактичный, чуткий человек, способный поставить себя на место ребенка, увлечь и повести за собой пытливые детские умы. В рамках гимназического научного общества «Искатель», руководителем которого она является, развивает у учеников исследовательские навыки, не замыкаясь только на своих преподаваемых предметах. «Здоровое питание смолевичского школьника», «Детская косметика: лицевая сторона проблемы», «Ученик и учитель: аспекты взаимопонимания», «Віртуальная экскурсія па месцах Уладзіміра Дубоўкі», «Афганская война и Смолевичи» – только некоторые из тем исследований учащихся под руководством Анны Константиновны, с которыми члены НОУ «Искатель» выступали на гимназической конференции в марте 2016 года.
Свои работы ученики Анны Константиновны Северинец представляют на научно-практических и исследовательских конференциях и более высокого уровня, от районных до международных.
Так, в ноябре 2015 года учащаяся 10 класса Евгения Субот удостоена Почетной грамоты за успешное участие в VI Международной научной конференции «Китайская цивилизация в диалоге культур» с научным исследованием «Белорусско-китайский индустриальный парк и Смолевичи: аспекты взаимодействия», а ученицы 9 класса Валерия Немкович и Анастасия Рунец получили дипломы районной научно-практической конференции.
Активному участию в исследовательской и инновационной деятельности Анне Константиновне, вероятно, помогает и высшее экономическое образование. В рамках реализации республиканского инновационного проекта Смолевичской районной гимназии «Внедрение модели деятельности ученических бизнес-компаний в условиях сетевого взаимодействия» гимназисты под руководством Анны Константиновны занимаются разработкой настольных игр по русской и белорусской литаратуре, презентуя итоги своей работы на разных уровнях. Так, в октябре 2015 года ученица 6 класса Любовь Субот получила специальный приз в секции «Экономика и бизнес-планирование» на конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся Минской области.
Как литеротуровед, журналист и активный блогер Анна Константиновна Северинец много размышляет над проблемой снижения интереса к книгам и чтению у современных школьников, поэтому находится в постоянном поиске новых ракурсов в преподавании литературы на уроке ХХІ века. Данная проблема поднимается Анной Константиновной на страницах республиканских и российских газет и журналов, в интернете, на телевизионных ток-шоу, куда она приглашается в качестве эксперта. Анна Константиновна – автор и соавтор книг для школьников «Всемирная литература в лицах, фактах и комментариях», «Что сказал писатель», «Смайлик, фейк и другие изобретения русских писателей» и других, в Литературном музее имени Петруся Бровки в Минске ведет популярные литературоведческие проекты «Чытаем сваё» и «Чытаем сваё. Класіка».
Новый учебный год только начался, а неугомонная Анна Константиновна уже успела опубликоваться на страницах журнала «Образование Минщины» с актуальной статьей из опыта работы, выступить с докладом в педагогическом университете на Х Танковских чтениях, посвященных Году культуры, поучаствовать в конкурсе творческих работ педагогов издательского дома «Звязда» «Памяць роду: мінулае вачыма сучаснікаў» и Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в г.Иваново по проблеме методических и организационных аспектов обучения русскому языку, в октябре ее ждут в Полоцке на XV Свято-Евфросиньевских педагогических чтениях. Параллельно кипит работа по подготовке гимназистов к олипиадам, конкурсам, конференциям.
А ее ученики каждый день ждут свои любимые уроки русского языка и литературы – неповторимые, интересные, запоминающиеся… Особенно повезло семиклассникам: в этом году на уроках русской литературы проходит захватывающий эксперимент – каждый ученик составляет свой собственный учебник по литературе. Кто-то — бумажный, кто-то — электронный, а Антон Захлебаев делает и вовсе целый сайт, строго следуя учебной программе по литературе для 7 класса. Тут уже и ученики, и уроки становятся совершенно необыкновенными!
«А как же личная жизнь, семья”, — спросите вы?» Так вот, со слов Анны Константиновны, такой активный ритм жизни не мешает, а только помогает ей быть любящей мамой троих детей и просто счастливой женщиной. В одиночку много не осилишь, признается она. Поддержка, любовь и всесторонняя помощь мужа Юрия Евдокимовича, сотрудника службы безопасности столичного БНТУ, – вот, пожалуй, одна из главных составляющих такой суперактивности и «вездеуспеваемости».
Педагогическое мастерство таких учителей, как Анна Константиновна Северинец, невозможно оценить никакими категориями, разрядами и квалификациями. Таких педагогов называют просто – Учитель с большой буквы – совершенный учитель. А если позволить себе немножко перефразировать классика, то можно сказать, что Анна Константиновна – совершенно необыкновенный учитель. Ее ученики это подтверждают!
Елена Анатольевна Анисовец – учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №1 им. В.Ф. Купревича г. Смолевичи». Сама Елена Анатольевна еще в детстве решила, что ее профессиональный путь – учительский труд. Ей всегда нравилось заниматься с малышами, чему-нибудь их учить:
— Окончив 8 классов, я, не раздумывая, отправилась поступать в педучилище, — рассказывает Елена Анатольевна. – Еще в студенческие годы, проходя практику, поняла, что в выборе профессии не ошиблась, поэтому продолжила образование в Минском педагогическом университете им. М.Танка.
И вот уже за плечами Елены Анатольевны 23 года педагогического стажа. Более пяти лет она работает учителем начальных классов в средней школе №1. Работать в большой школе трудно, но интересно. Тут учитель постоянно находится в процессе поиска, развития, усовершенствования своих профессиональных навыков.
Наверное, по этой причине Елена Анатольевна являлась руководителем творческой группы инновационного проекта «Внедрение непрерывного мониторинга физического и функционального состояния здоровья школьников в образовательном процессе». Итогом работы Елены Анатольевны стал выпуск сборника «Коллекция физкультминуток», который рекомендован Минским областным институтом развития образования для работы учителям начальных классов и воспитателям учреждений общего среднего образования. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах. Они помогают снять статическое утомление различных мышц и ослабить умственное и зрительное напряжение.
Приоритетной задачей в своей работе Елена Анатольевна считает сохранение здоровья своих учеников:
— Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы с раннего детства он учился бережно относиться к собственному здоровью, приемам его сохранения, — уверена Елена Анатольевна.
Уроки учителя наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Насыщенные, живые, интересные уроки приносят радость ученикам Елены Анатольевны. Их глаза светятся желанием трудиться и приносить радость своему учителю.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в своих скульптурах. А педагог живет в мыслях, поступках и делах своих учеников. Какое же огромное сердце нужно иметь, чтобы изо дня в день, из года в год раздавать его детям! И какой должна быть душа, чтобы привлечь и заинтересовать ребенка!
Воспитатель Ясли-сада №6 г. Смолевичи «Радуга» Олеся Анатольевна Веренич человек-искорка.
Это воспитатель, который не ищет легких путей в работе, сам учится и совершенствуется, стремится научить и воспитать подрастающее поколение. Олеся Анатольевна ценит и оберегает в детях индивидуальность, помогает им раскрыть и совершенствовать лучшие качества. Без внимания не остается ни один воспитанник, к каждому воспитатель находит подход, старается зажечь искорку пытливости, раскрывает творческий потенциал.
Во всех мероприятиях ее артистизм ведет воспитанников за собой. Олесю Анатольевну можно узнать и в Снегурочке на Новогоднем празднике, и во Фрекен Бок, и многих других любимых детьми персонажах. Рядом с ней ребята загораются желанием творить, исследовать что-то новое, дружить. Любая группа, где работает Олеся Анатольевна, отличается дружбой, творчеством, стремлением к новым начинаниям, к совершенствованию.
Олеся Анатольевна работает в режиме поиска новых методов, приемов в организации педагогического процесса, разумного использования инновационного опыта в работе с дошкольниками.
Под ее руководством проводилась работа по подготовке воспитанника к районному конкурсу исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я — исследователь». Воспитанница не только завоевала победу в районному конкурсе, но и результативно приняла участие во втором этапе республиканского конкурса работ исследовательского характера детей дошкольного возраста и младших школьников «Я — исследователь» (диплом 2-й степени).
Денис Александрович Шабанов начал карьеру шахматного тренера в Смолевичской СДЮШОР. А началось все более 18-ти лет назад, когда молодой человек впервые попал на занятия к хорошему тренеру и прекрасному человеку Александру Ивановичу Балдуеву:
— Он не только сумел сделать из меня сильного шахматиста, — рассказывает Денис Александрович, — но и, что более важно, привил мне любовь к шахматам, которой я стараюсь делиться теперь со своими учениками.
Тренерством молодой человек занялся, будучи первокурсником. И работа ему сразу понравилась:
— Разве может быть что-то лучше, чем передавать свой опыт и знания подрастающему поколению? — говорит о своей профессии Денис Александрович. — Первые успехи пришли сразу же: мои ученики стали успешно выступать на областных соревнованиях, выполнили спортивные разряды.
Спустя несколько лет, тренер решил открыть шахматную школу «Юный стратег», чтобы более качественно подходить к процессу тренировки будущих шахматных чемпионов. Расчет оказался верным. С этого момента представители нашего города стали безусловными лидерами на областных соревнованиях. Пришли и более серьезные успехи: вначале Никита Копелев занял 3-е место в открытом республиканском турнире, посвященном Дню учителя. Через два года его результат улучшил Иван Синюкович, финишировав первым.
Команда Смолевичского района в прошлом году, завоевав 1-е место на районных и областных соревнованиях в спартакиаде среди учреждений образования, успешно выступила и на республиканских соревнованиях.
В этом году штат тренеров «Юного стратега» пополнился Р. В. Бадюлей, который проводит тренировки на базе ГУО Средняя школа №1 им. В.Ф. Купревича г. Смолевичи». Это талантливый тренер, который с большой ответственностью подходит к тренировочному процессу. Сменился и директор шахматной школы. Теперь это В.Г. Часовитина. В прошлом — многократная чемпионка области, участница международных соревнований. Она, как никто, знает, как популяризировать шахматное движение, сделать его массовым.
И все эти люди когда-то занимались у одного тренера — Александра Ивановича Балдуева, который сумел заразить их страстью к умнейшей игре в мире.
Учитель-дефектолог, которому благодарны многие родители, это Татьяна Павловна Власевич – учитель-дефектолог ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Смолевичского района». К ней спешат за помощью мамы дошколят города Смолевичи. Попасть в группу к Татьяне Павловне – это означает обрести уверенность в себе.
Не каждый человек способен сполна отдаваться этой сложной профессии, которая не может существовать без главного – любви к детям. Каждый рабочий день этого педагога наполнен самоотдачей.
Вот уже много лет она учит детей грамотной речи и правильному звукопроизношению. Каждая маленькая победа по постановке звука кажется ей и воспитаннику волшебством. Когда один из ее воспитанников «зарычит» громко и звонко, произнеся наконец-то недоступный ему ранее звук, она чувствует себя доброй феей, взмахнувшей волшебной палочкой и сотворившей чудо.
А ведь все не так просто. На самом деле, за каждой маленькой победой стоит большой совместный труд. И она совсем не фея, а, скорее, кропотливая садовница.
Ребенок видит в ней не только помощника, педагога, но и друга, стремится поведать ей свои тайны. Время занятия ограничено, но она обязательно должна услышать хотя бы одну историю каждого ребенка, поддержать, восхититься и порадоваться.
Всегда необычайно трудно давать советы детям. Каждый ребенок – личность. Но понятно одно: если он доверяет тебе свою проблему, это дорогого стоит. Доверчивость и открытость детей трогают и берут за душу. И Татьяна Павловна не подводит ожидания малышей, помогает им почувствовать себя героями, одержавшими маленькую победу не только над трудным звуком, но и над сложной жизненной ситуацией.
Илона Юрьевна ДОСТАНКО, начальник отдела образования, спорта и туризма Смолевичского райисполкома.
Информацию читайте в № 297-300 от 1.10.2016г.