Вопросы работы с населением, в том числе в части рассмотрения обращений граждан, для райисполкома, его структурных подразделений, районных служб и организаций являются приоритетными и находятся  на постоянном контроле.

В 2016 году отмечается снижение общего количества обращений граждан и юридических лиц, поступивших в Смолевичский райисполком, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (614 обращений, на 124 обращения меньше, чем в 2015 году).

Вопросы работы с населением, в том числе в части рассмотрения обращений граждан, для райисполкома, его структурных подразделений, районных служб и организаций являются приоритетными и находятся  на постоянном контроле.

В 2016 году отмечается снижение общего количества обращений граждан и юридических лиц, поступивших в Смолевичский райисполком, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (614 обращений, на 124 обращения меньше, чем в 2015 году).

Анализ тематики обращений свидетельствует о том, что в основном люди обращаются по вопросам, непосредственно затрагивающим их ежедневную жизнь. Иными словами, степень комфорта и уровень организации среды проживания, наличие либо отсутствие диалога чиновников и населения, настойчивость органов местного управления и самоуправления в решении основных жизнеопределяющих вопросов обуславливают степень доверия населения к власти, что выражается, в том числе и в количестве и тематике обращений, критических замечаний, жалоб, поступающих в местные и вышестоящие государственные органы и организации.

Несмотря на снижение количества обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, они, как определяющие качество жизни населения, остаются для граждан наиболее важными и занимают значительный удельный вес в общем количестве обращений (23,7 процента).

В Смолевичском районе проводится серьезная работа по решению проблем жизнеобеспечения населения, в том числе и поднимаемых гражданами в своих обращениях. Однако, к сожалению, продолжают иметь место случаи затягивания решения таких житейских вопросов, не требующих значимых финансовых затрат, как замена перегоревших лампочек в подъезде или подвале или проведение мелкого ремонта.

В осенне-зимний период 2016 года жители г. Смолевичи и других населенных пунктов неоднократно обращались по поводу организации уличного освещения населенных пунктов района, особенно г. Смолевичи. Критические замечания по указанной тематике звучали и в публикациях интернет-пространства.

Детальный анализ складывающейся ситуации выявил две основные причины обострения проблемы: недостаточно оперативное реагирование со стороны жилищно-коммунальной службы и незначительный срок эксплуатации электроламп, предназначенных для замены перегоревших. В результате выработано решение начать поэтапный переход на энергоэффективные с длительным сроком эксплуатации светильники.

Планируется, что в г. Смолевичи и в районе поэтапно в течение 2017 года будут заменены лампочки и светильники на современные энергосберегающие.

В настоящее время освещение восстановлено по пер. Революционный, ул. Вокзальная, пер. Коммунальный, ул. 50 лет Октября и ул. Интернациональная, а также по проезду от ул. Советская к ул. Новаторская.

По ул. Трудовая в срок до 30.03.2017 года запланировано провести работы по замене ламп на светодиодные.

По пер. Комсомольскому уличные фонари, на которых необходимо проводить работы по замене ламп, расположены на приусадебных участках жилых домов и освещают территории частных домовладений. Указанные фонари не освещают улично-дорожную сеть, в связи с чем работы по замене перегоревших ламп производятся за счет средств жильцов. Фонари, предназначенные для освещения улично-дорожной сети по пер. Комсомольскому, находятся в технически исправном состоянии и освещение переулка осуществляется.

В 2016 года в райисполком поступали обращения по вопросам организации вывоза мусора и взимания платы за указанную услугу.

Согласно разъяснению, полученному от КУП «Смолевичское ЖКХ», в соответствии с перечнем основных жилищно-коммунальных услуг, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», услуга по вывозу и обезвреживанию твердых коммунальных отходов является основной жилищно-коммунальной услугой, которая оказывается в обязательном порядке.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 установлено, что обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги возникает у плательщика жилищно-коммунальных услуг, являющегося собственником жилого помещения – со дня возникновения права собственности на эти помещения.

Статья 18 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» предусматривает обязательность заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не только для исполнителя, но и для потребителя, за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно. В соответствии с разъяснениями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (письмо №03-60/450 от 9 августа 2011 года), неоказание таких услуг конкретному потребителю технически возможно, если имеющиеся технические средства позволяют исполнителю на практике не оказать определенные жилищно-коммунальные услуги конкретному потребителю и при этом лишить потребителя фактической возможности пользоваться такими услугами.

Согласно пункту 8 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271 «Об обращении с отходами» собственники отходов обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов.

В частности, пластик, стекло, полиэтилен и т.д. должны доставляться в санкционированные места хранения отходов. Такие санкционированные места может предоставить только специализированная организация, осуществляющая деятельность по обращению с коммунальными отходами, которая занимается обслуживанием действующих, рекультивацией закрытых полигонов. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утверждаемой местными исполкомами для конкретного населенного пункта Республики Беларусь, санкционированное место хранения отходов потребления для граждан – может быть специально оборудованная площадка с контейнерами или специальное транспортное средство (мусоровоз) для объезда частных домовладений.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь, отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3 главы 2 Положения «О порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1466, плата за некоторые виды коммунальных услуг, в том числе вывоз и обезвреживание твердых коммунальных отходов не взимается, если гражданин выехал из постоянного места жительства на срок свыше 10 суток подряд по основаниям, предусмотренным вышеуказанным Положением (выезд за границу, выезд в сельские населенные пункты и т.д.) и предварительно поставил в известность организацию, производящую начисления платы за коммунальные услуги.

Для перерасчета платы за вывоз ТКО, гражданин, отсутствующий свыше 10 суток, должен подать заявление в организацию, производящую начисление платы за коммунальные услуги по месту жительства, а также предоставить документ, подтверждающий свое нахождение, так например, при выезде в другие сельские населенные пункты или на дачные участки, представляется справка из сельского, поселкового исполнительных комитетов, садоводческого товарищества.

Зачастую в Смолевичский районный исполнительный комитет поступают обращения от членов садоводческих товариществ, не входящие в компетенцию райисполкома. Членам садоводческого товарищества приходится разъяснять и давать юридические консультации, обращать их внимание на пункты Устава садоводческого товарищества, утвержденного общим собранием членов товарищества. К компетенции общего собрания относятся вопросы избрания председателя правления. Внеочередные общие собрания созываются по решению правления, по письменному требованию ревизионной комиссии, по письменному предложению соответствующего районного исполнительного комитета, по письменному требованию не менее ¼ от общего числа членов товарищества. Вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя правления (переизбрании) может быть вынесен на обсуждение общего собрания по письменному требованию ревизионной комиссии или не менее чем ¼ от общего числа членов товарищества либо не менее чем 2/3 членов правления.

Более того, если члены товарищества считают, что председатель правления превышает свои полномочия и имеются факты его неправомерных действий, то рекомендовано обращаться в правоохранительный органы за дачей правовой оценки его действиям.

В соответствии с Уставом член товарищества имеет право обращаться в суд с требованием о признании недействительными решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления, его председателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Вместе с тем, членам садоводческих товариществ рекомендуется  в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» обращаться в любую аудиторскую компанию, где аудитор может оказать услуги по составлению смет (расчетов членских взносов), анализу финансовой и хозяйственной деятельности, дать заключение  о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Согласно разъяснениям Министерства экономики Республики Беларусь «О вопросах осуществления контрольных функций за деятельностью товариществ органами местного управления» местные исполнительные и распорядительные органы выделены в отдельную группу контролирующих органов. Как правило, поднимаемые членами садоводческих товариществ проблемы являются внутренними хозяйственными проблемами и возникают по причине плохой самоорганизации и невозможности найти компромисс между отдельными членами садоводческого товарищества. Соответственно, Указ Президента Республики Беларуси от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» не содержит норм обязывающих местные органы исполнительной власти по ходатайству отдельных членов садоводческого товарищества осуществлять контрольные функции в отношении садоводческих товариществ.

Заведующий сектором по работе с обращениями граждан Смолевичского райисполкома Ирина ПОЗДНЯК.