16 июня на базе Смолевичского района состоялось заседание коллегии управления образования Минского облисполкома.
На повестку дня было вынесено рассмотрение нескольких вопросов: о выполнении программы непрерывного воспитания детей и молодежи на 2016-2020 годы в 2016 году; о результатах итоговой аттестации учащихся; о работе отделов образования, спорта и туризма по выполнению плана мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
16 июня на базе Смолевичского района состоялось заседание коллегии управления образования Минского облисполкома.
На повестку дня было вынесено рассмотрение нескольких вопросов: о выполнении программы непрерывного воспитания детей и молодежи на 2016-2020 годы в 2016 году; о результатах итоговой аттестации учащихся; о работе отделов образования, спорта и туризма по выполнению плана мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
На коллегию были приглашены члены коллегии, работники управления образования, института развития образования, начальники отделов образования, спорта и туризма районов Минской области и г. Жодино, руководители учреждений областного подчинения.
В работе коллегии приняли участие начальник управления образования Миноблисполкома Галина Казак, первый заместитель начальника управления Татьяна Апранич, председатель Смолевичского районного исполнительного комитета Михаил Загорцев, заместитель председателя Александр Шлыков, начальник отдела образования, спорта и туризма Смолевичского райисполкома Илона Достанко.
Организационная часть и пленарное заседание состоялись в стенах городского Дома культуры. До начала мероприятия гости смогли ознакомиться с многочисленными выставками, которые их вниманию представили учреждения образования Смолевиччины. Тематика выставок и стендовых докладов была разнообразной: «Безопасное лето», «Знаменитые выпускники», «Музейная деятельность», «Духовно-нравственное воспитание», «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», «Цэнтр гісторыка-культурнай спадчыны Беларусі». Кроме этого, гости смогли увидеть презентацию творческого проекта Озерицкослободской средней школы — православного видеожурнала «Первозвон».
Первая часть коллегии была посвящено знакомству со Смолевичским районом. Участники коллегии смогли увидеть несколько видеороликов о Смолевиччине, узнать немного о системе образования района и посмотреть несколько творческих номеров лучших коллективов и солистов города.
Гостей мероприятия приветствовал глава района Михаил Загорцев, который в своем обращении отметил, что очень рад принимать участие в таких мероприятиях, ведь дети — главное достояние нашей страны, и мы, взрослые, должны сделать все для того, чтобы создать для подрастающего поколения все условия — чтобы дети могли учиться, заниматься спортом, творчеством и расти хорошими, добрыми и здоровыми людьми, которые будут и дальше развивать Беларусь, делать жизнь в ней еще лучше и трудиться на благо ее процветания.
Подробный отчет о системе образования Смолевичского района вниманию участников коллегии представила Илона Юрьевна Достанко. Она рассказала не только об учреждениях образования района, но и о работе, которая в них ведется, затронув наиболее важные темы. К слову, форму для отчета начальник отдела образования, спорта и туризма выбрала интересную — формат видеоролика.
Дальнейшая работа коллегии проходила на трех маршрутах, где свою деятельность представляли учреждения образования района. Так, на первом маршруте участники коллегии посетили ГУО «Ясли-сад № 2 г.Смолевичи», ГУО «Средняя школа № 1 им.В.Ф.Купревича г.Смолевичи», ГУО «Смолевичская районная гимназия», на втором — ГУО «Ясли-сад № 6 г.Смолевичи «Радуга», ГУО «Курковский УПК детский сад – средняя школа», ГУО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей». На третьем маршруте гости ознакомились с работой ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Смолевичского района» и ГУО «Зареченский детский сад». Здесь же свою деятельность презентовали волонтерский отряд Белорусского общества Красного Креста «Доброе сердце» ГУО «Средняя школа №2 г.Смолевичи» и опорный пункт коррекционно-педагогической помощи данного учреждения образования.
На третьем маршруте гостей встречали директор «ЦКРОиР Смолевичского района» Галина Рудюк, специалисты центра, а также заведующий ГУО «Зареченский детский сад» Татьяна Гудкова и воспитатели.
На территории здания, в котором соседствуют оба учреждения образования, царила настоящая летняя праздничная атмосфера. Малыши и ребята постарше были заняты своими игровыми делами, а воспитанники ЦКРОиР ждали своей очереди на иппотерапию.
Как отметила Галина Рудюк, центр сотрудничает с агроусадьбой «Зеленое ранчо», на котором проводятся занятия по иппотерапии. Эти занятия посещают и воспитанники ЦКРОиР. А в летний период — период оздоровления — специалисты «Зеленого ранчо» сами посещают воспитанников и привозят с собой пони, который и выступает главным объектом данного вида оздоровления.
Далее участники коллегии смогли ознакомиться с жизнью воспитанников центра коррекционно-развивающего обучения.
— На протяжении нескольких лет, — рассказывает Галина Рудюк, — совместно с Зареченским детским садом нами реализуется проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. Поэтому на протяжении всей экскурсии можно наблюдать на стендах информацию, фото о совместных мероприятиях центра и детского сада.
На сегодняшний день специалисты ЦКРОиР Смолевичского района оказывают необходимую помощь 65-ти детям. Здесь функционирует группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, которым нужна коррекционно-педагогическая помощь, в центре работает группа по оказанию ранней комплексной помощи, кроме того, функционируют 2 спецкласса и 2 специальные группы.
Первая в экскурсии по центру — комната социально-бытовой адаптации, где проводится работа по формированию у детей с тяжелыми множественными нарушениями представления о предметах посуды, продуктах питания, по формированию умений приготовления элементарных блюд. Здесь же проходят чаепития, праздники. Дальше — физкультурный зал, где проходят индивидуальные занятия по лечебной физкультуре. В летний оздоровительный период все воспитанники группы ранней помощи проходят процедуру массажа.После гости осматривают кабинет психологический помощи. Данный кабинет разделен на 2 зоны: коррекционно-развивающую, где проходят занятия, консультации и проводится диагностика детей, и релаксационную, которая оснащена оборудованием для снятия эмоционального напряжения. Далее — кабинет ранней комплексной помощи. Здесь, используя различные формы работы, специалисты оказывают помощь деткам от рождения до 3-х лет. Основная форма работы — консультационная: индивидуальная работа с ребенком, оказание помощи коррекционной, психологической не только ребенку, но и матери для того, чтобы научить ее приемам, способам общения со своим малышом. Таким образом, посещая занятия, мама учится играть с ребенком, чувствовать его и делать мир своего малыша шире, ярче, красивее.Участники коллегии знакомятся также с педагогами, которые проводят учебные занятия с детьми со множественными нарушениями. Обучение здесь ведется по специальным программам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, ведь коррекционно-развивающий процесс имеет ряд особенностей.
— Мы стараемся построить свою работу так, — говорит Галина Александровна, — чтобы окружающий мир стал более понятен для ребенка. Для этого наши специалисты работают еще над одним проектом — создание авторских электронных пособий для занятий с детьми коррекционных центров. Эти пособия позволяют индивидуализировать подход к ребенку, исходя из его возможностей и способностей.
После гости посетили кабинет учителя-дефектолога, где смогли увидеть, как специалисты воплощают в жизнь свои новые интересные идеи, последней из которых стала идея использования для занятий гамака, что способствует развитию вестибулярного восприятия ребенка.
После посещения центра участники коллегии знакомятся с работой Зареченского детского сада, где их встречает заведующий Татьяна Гудкова. Она проводит для гостей экскурсию, показывает несколько групп, сопровождая все комментариями и подробным рассказом о работе учреждения дошкольного образования, об особенностях работы в летний период, а также о педагогах и воспитанниках.
— Мы стараемся делать все, чтобы жизнь детей была комфортной, интересной и разнообразной, — подводит итог заведующий.
А в актовом зале уже ждет презентация, подготовленная педагогами и учащимися ГУО «Средняя школа №2 г. Смолевичи». Директор учреждения образования Игорь Юшкевич рассказывает немного о школе, после чего эстафета переходит к учителю-дефектологу Ольге Каргиной, которая знакомит присутствующих с опытом работы школы по формированию инклюзивного образования:
— Наша школа является опорным учреждением образования, осуществляющим образовательную интеграцию детей с особенностями психофизического развития, — отмечает Ольга Александровна. — У нас такие детки обучаются давно. В 2016-2017 году было 62 ребенка, 43 получали помощь в пункте коррекционно-педагогической помощи, 18 — в классах интегрированного обучения и воспитания, и для 1-го ребенка было организовано обучение на дому. По итогам медико-психологической комиссии, которая прошла в конце учебного года, 26% детей перешли на обучение по программе общеобразовательной школы. В этом году в учреждении образования работают 6 учителей-дефектологов. Штат укомплектован, а в начале нового учебного года будет введена должность воспитателя для сопровождения детей с аутистическими нарушениями, которые будут обучаться в СШ №2.
После работы на маршрутах участники коллегии с обзорной экскурсией посетили Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», который находится на территории района. Завершилась коллегия пленарным заседанием, во время которого были рассмотрены основные вопросы, вынесенные на повестку дня.
Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.
Фото Александра ВОЛОДЬКО.
Информацию читайте в № 181-184 от 21.06.2017 г.