Во времена моего детства почти в каждом доме жили ветераны,
партизаны, узники фашистских концлагерей. Вспоминали свои боевые будни, сидя у
дома на лавочке, а мы, малышня, слушали. Тогда казалось это обыденным… Не
понимали мы, что со временем их, живых свидетелей и участников Великой Отечественной, будет все
меньше и меньше… Они действительно с
каждым годом уходят. И тем ценнее каждое мгновение, что можно провести с ними
рядом.

 

 

 

Во времена моего детства почти в каждом доме жили ветераны, партизаны, узники фашистских концлагерей. Вспоминали свои боевые будни, сидя у дома на лавочке, а мы, малышня, слушали. Тогда казалось это обыденным… Не понимали мы, что со временем их, живых свидетелей и участников Великой Отечественной, будет все меньше и меньше… Они действительно с каждым годом уходят. И тем ценнее каждое мгновение, что можно провести с ними рядом.

Среди имен десятков тысяч людей, кому в сороковые годы прошлого столетия волею судьбы было уготовано пройти все ужасы войны, значится Адам Адамович Крыштапович. Он один из тех, кто хорошо помнит лето 41-го и никогда не забудет весну 45-го. Родился Адам Адамович в далеком 1925 году в деревне Пекалин. До войны успел закончить семь классов, еще в школе мечтал стать бухгалтером.

— Когда началась Великая Отечественная война, почти всю нашу молодежь отправили работать на торфопредприятие «Орджоникидзе», которое находилось рядом с железнодорожной станцией «Смолевичи», — рассказывает ветеран. – Никто же не спрашивал у нас, хотим мы этого или нет. Сначала немцы предложили всем ехать в Германию, но согласились единицы. Труд на предприятии был очень тяжелый, мы выполняли большие планы – десять тысяч кирпичей в день. Работали до десяти вечера, резали эти кирпичи ножами. Если не выполняли задания, то нас били плетками, а потом все равно заставляли делать то, что не успели. Через некоторое время мы стали разбегаться, а нас ловили по деревням и возвращали обратно. Вот тогда-то уже не спрашивали, хотим мы ехать в Германию или нет. Насильно отправляли. Я тоже смог убежать. Когда отступала Красная Армия в начале войны, мы, пацанята, находили в лесах оружие. Винтовки вешали высоко на деревья, закапывали гранаты, патроны. А потом, когда стали формироваться партизанские отряды, забирали спрятанные боеприпасы и отдавали партизанам. Я еще совсем молодой был, в отряд меня не брали, поэтому сначала просто искал и передавал оружие. Небезопасно было таким делом заниматься, полицаи караулили нас в лесу. Носил винтовки даже издалека – из Петровичей, Дехани. Приходилось ходить очень осторожно, прятался, как мог. Это продолжалось больше года, а затем меня позвали в отряд. Помню, от своего отца по уху получил за то, что собрался партизанить. Он боялся, чтобы это не отразилось на нашей семье, ведь такие семьи на особом счету у немцев были. Папе потом пришлось строить в лесу землянку и прятать всех от фашистов и полицаев. А я попал в партизанский отряд имени Комсомолабригады«ЗаСоветскую Белоруссию». И с десятого марта сорок третьего до июля сорок четвертого я воевал в отряде. Был награжден орденом Красной Звезды. Принимал участие в подрыве двенадцати вражеских эшелонов на участке Минск – Борисов. Самое сложное было подойти к путям. Немцы их охраняли, как на линии фронта. Потерял много друзей и боевых товарищей в фашистских засадах. Наши диверсионные группы были небольшие, двенадцать-тринадцать человек. Бывало и такое, что погибали почти все. А мне вот суждено было остаться в живых, видимо.

На знаменитом партизанском пара евМинске16июля1944года в составе одной из колонн шествовал и Адам Адамович Крыштапович. После освобождения Беларуси он был мобилизован на фронт в ряды Красной Армии. Попал на службу в 3-йгвардейскийтанковыйКотельниковскийКраснознаменный орденаСуворова корпус, которым командовал генерал-майор Павел Алексеевич Ротмистров. Свое боевое крещение получил в Литве. Там же, в первом бою, получил ранение в ногу и голову. Пробыв два месяца в госпитале, вернулся в строй. Далее свой боевой путь продолжал пулеметчиком в 24-й пехотной дважды Краснознаменной гвардейской дивизии. Во время отражения немецкой контратаки под Кенигсбергом был тяжело ранен. На военном санитарном самолете, а затем на поезде и пароме Адама Адамовича доставили в военный госпиталь Горьковской области. На этот раз семь осколков, которые попали в легкие, заставили молодого красноармейца лечиться четыре месяца. Про победу, как и большинство советских солдат, узнал утром 9 мая 1945 года.

— Этот день забыть просто невозможно, – делится воспоминаниями ветеран, а на глазах проступают слезы. – Я в это время находился еще в госпитале после второго ранения. Радости, конечно, не было предела. Умудрились и отметить такое событие, нас медсестры водкой угостили. Домой, в деревню Пекалин, возвращался с большим волнением. Здесь ждали родители, сестра и два брата. Согласно медицинскому заключению, я был признан годным к нестроевой службе, поэтому меня почти сразу направили в Челябинскую область на строительство воинской части. Тяжело было, еда плохая, условия тоже не легкие, да и три осколка, которые до сих пор сидят во мне, давали о себе знать. Позже вышел приказ Наркома, после которого, в ноябре 1945 года, меня комиссовали. Домой добирался две недели, так как железная дорога была и разрушена, и перегружена.

После вся мирная жизнь Адама Адамовича прошла в труде на благо района. Нужно было сначала поднимать разрушенное войной хозяйство. Вместо армейского пулемета взял в руки счеты. А в то время в районе было сто три колхоза, и в каждом свой счетовод. Приходилось учиться, перенимать опыт. Так и стал бывший солдат счетоводом родного колхоза «Зорка». В 1953 году поехал учиться в годичную школу бухгалтеров. Вот и сбылась детская мечта. До самого выхода на пенсию Адам Адамович трудился сначала бухгалтером, а после реорганизации предприятия – завхозом и кассиром.

Собственной семьей обзавелся еще в сорок седьмом году. На свет появились четыре дочери. К сожалению, пятнадцать лет назад ушла из жизни супруга. Тем не менее, Адам Адамович имеет большой наследство – одиннадцать внуков и одиннадцать правнуков. Родные не забывают о нем, помогают во всех хозяйственных делах.

В преддверии своего 90-летнего юбилея, который Адам Адамович отмечал двадцать пятого января, все родные и близкие спешили его поздравить, высказать теплые пожелания. Он искренне рад вниманию, и тому, что его не забывают. Букет белых хризантем и небольшой подарок от имени Пекалинского сельского исполнительного комитета вручила ему управляющая делами сельисполкома Валентина Антоновна Гришан. И много добрых слов в адрес юбиляра… Слов благодарности за подвиг, за добросовестный труд.

 

Наталья ЧАСОВИТИНА.

На снимке: подарок юбиляру вручает В.А.Гришан.

Фото автора.

 

Информацию читайте в номере 19 – 20 от 28.01.2015 г.