Памятные знаки из черного гранита с именами жителей деревни,
сожженных и погибших здесь в годы Великой Отечественной войны, а также с именем
молодого партизана, в Багуте появились недавно. До них на могиле невинно
загубленных сельчан стоял старый железный крест, а рядом, на захоронении
19-летнего Михаила Васильевича Савицкого, был установлен серый памятник.
Несколько десятилетий, прошедшие после Великой Отечественной, наложили и на
него свой отпечаток. Памятник покосился, буквы, под воздействием снега и дождя,
стали плохо читаемы. Две могилки были обнесены проржавевшей от времени оградой.
Местные жители, как могли, ухаживали за могилами: убирали поломанные ветки
старой и не плодоносящей яблони, одиноко растущей на этом месте, обрывали траву
и сорняки. Но в Багуте практически никого не осталось из тех жителей, которые
своими глазами видели то, что сделали с их деревней каратели. Более ста
багутчан в тот день было убито и сожжено фашистскими извергами.
Памятные знаки из черного гранита с именами жителей деревни, сожженных и погибших здесь в годы Великой Отечественной войны, а также с именем молодого партизана, в Багуте появились недавно. До них на могиле невинно загубленных сельчан стоял старый железный крест, а рядом, на захоронении 19-летнего Михаила Васильевича Савицкого, был установлен серый памятник. Несколько десятилетий, прошедшие после Великой Отечественной, наложили и на него свой отпечаток. Памятник покосился, буквы, под воздействием снега и дождя, стали плохо читаемы. Две могилки были обнесены проржавевшей от времени оградой. Местные жители, как могли, ухаживали за могилами: убирали поломанные ветки старой и не плодоносящей яблони, одиноко растущей на этом месте, обрывали траву и сорняки. Но в Багуте практически никого не осталось из тех жителей, которые своими глазами видели то, что сделали с их деревней каратели. Более ста багутчан в тот день было убито и сожжено фашистскими извергами.
Когда мы нашли это захоронение, то честно говоря, растерялись. Очень хотелось навести здесь порядок и увековечить память людей. Мы рассказали об этом на страницах газеты и за помощью обратились к председателю Озерицко-Слободского сельского исполнительного комитета Дмитрию Георгиевичу Кудину и руководству ЧСУП «Озерицкий-Агро», которые сразу откликнулись на нашу просьбу. В кротчайшие сроки на месте погребения жителей деревни Багута была проведена огромная работа: скошена трава, вырублена яблоня, вывезен весь мусор. Территория захоронения была аккуратно засыпана щебнем, установлено бетонное заграждение вокруг двух могил. Для установки двух памятных знаков были собраны средства, но, руководитель ЧУП «АлирГран» Александр Евгеньевич Багрицевич, прочитав материалы о сожжении Багуты, отказался брать плату. И через несколько недель были установлены две плиты. На одной из них написано: «Здесь захоронены останки жителей деревни Багута, сожженные немецкими карателями 12 марта 1943 года. Если прямо сейчас замолчать и послушать, то, возможно, сквозь шелест зеленых ветвей мы услышим, как плачут ушедшие души в небеса из сгоревших в войну деревень…» Кроме того, на безвозмездной основе этим же частным предприятием была изготовлена и установлена гранитная подставка под цветы у мемориальной доски воину-интернационалисту Владимиру Домиканову.
Нам хочется искренне и от всего сердца сказать огромное спасибо Александру Евгеньевичу и всему коллективу ЧУП «АлирГран» за проявленную душевность, отзывчивость и благотворительность. Недаром это слово можно разделить на два – «благо» и «творить». К ней нельзя принудить человека. Это — движение и порыв души! Отдельные слова признательности руководству Озерицко-Слободского сельисполкома и ЧСУП «Озерицкий-Агро» за внимание, заботу и тот труд, который они вложили.
Мемориальные плиты установлены, а торжественное открытие памятников и поминальный молебен по невинно загубленным жителям деревни Багута пройдут весной, о чем мы расскажем дополнительно.
Наталья ЧАСОВИТИНА.
На снимках: так выглядели захоронения «после» и «до» реконструкции.
Фото автора.
Информацию читайте в номере 45 – 48 от 28.02.2015 г.