Все свое детство я провела в деревне Криница. Сегодня этот населенный пункт не обособляется, считается городом Смолевичи, но на остановке транспорта все еще красуется родное сердцу название. Смотрю на эту остановку и вспоминаю… Бабушка все твердила: «Будешь ехать ко мне — дорогу переходи внимательно, смотри по сторонам. А вообще, лучше я тебя встречу!». Переживала она неспроста, ведь за время, пока я была ребенком и росла в деревне,  случилось около десятка ДТП на этом участке трассы. Происшествия были серьезные и не очень, но всякий раз они очень пугали местных жителей, заставляя связывать все беды с потусторонними силами или с небесной карой за то, что этот участок дороги проложили в самом горячем месте «Минского котла», печально известного событиями Великой Отечественной. Я подросла и поняла, что, очевидно, такая проблема была не только у Криницы, но и у других деревень, расположенных вдоль шоссе.

Сегодня трасса Р-53 выглядит совсем иначе. Обновленная, расширенная. Вместо двух полос — четыре. На участках возле деревень — прозрачные шумозащитные экраны, декорированные трафаретами птиц. Но как же разрешился вопрос безопасности? Какие проблемы внезапно обнаружились в результате переделки? Я заехала в три такие деревни вдоль Р-53, оценила обстановку своими глазами и спросила у местных жителей, как обстоят дела.

Начнем, конечно, с Криницы.

Юрий, 56 лет, живет в доме прямо у дороги и нового тоннеля.

— Сейчас, безусловно, стало безопаснее добираться до остановки и обратно: прошел под тоннелем и поднялся по лестнице, уже на месте. Не нужно идти вдоль дороги, защищая глаза от песка и пыли, поднявшейся после проезда очередной фуры, несущейся на огромной скорости. Только вот другая проблема появилась. Построили четыре полосы, увеличился трафик, стало более шумно. У нас еще ничего, так как как раз возле дома звукоизоляционные панели. Они хоть немного, но спасают. А что у людей дальше вдоль дороги — боюсь представить…

Чтобы не представлять,  решила пойти и спросить у людей как раз в той стороне, куда указал Юрий.

Здесь корреспондента «КС» встретила дачница Тамара, женщине 67 лет.

   — Мне шум не мешает. Может,  потому, что я приезжаю только на выходные. Но ведь и на лето целое я здесь остаюсь. Тоннель сделали хороший, удобно добираться на машине, пешеходам безопасно. Мы все взрослые люди и давно понимали, что проблему с дорогой нужно решать. Мое мнение такое: шумозащитные экраны здесь не нужны. Но таить не буду, есть пожилые люди, которых очень беспокоит эта проблема и они хотят, чтобы поставили звукоизоляцию.

Двинулась к следующему дому, чтобы все же отыскать тех, кому мешает шум. Но и здесь не нашла  альтернативного мнения:
Алла, 76 лет:

— Я живу в этом доме очень много лет, и здесь всегда была дорога, всегда шумела. Но я настолько привыкла к этому гулу, что даже не обращаю внимания. И когда строительные работы шли, меня не напрягала техника. А сейчас вообще хорошо, все достроили. Выйду на лавочку, посижу, полюбуюсь. И никакие заборы (имеются в виду шумозащитные экраны) не нужны, только вид будут заслонять.

Следующая на очереди — деревня с красивым названием «Новая жизнь».

Как только выходишь на остановке, в глаза сразу бросается новый пешеходный мост, который возвышается над дорогой и связывает две стороны деревни между собой. И шумоизоляционные панели тут как тут. Чтобы пробраться до ближайших домов, как раз нужно завернуть за звукоизоляцию. И — о чудо! Шума действительно стало меньше. От него остался легкий приятный гул, который не напрягает слух.

Елена, 55 лет, жительница дома у участка дороги, защищенного шумопоглощающими экранами:

— Панели и правда справляются со своей задачей, защищают от шума. Он все равно остается слышен, но не так мешает. И дорогой мы очень довольны. Раньше было много несчастных случаев, а теперь вот переходим по безопасному мосту.

По этому мосту и я  перебралась на другую сторону деревни. Подошла к дому прямо у перекрестка, который не закрыт защитными панелями: из-за скрещивания дорог они стоят подальше.

Вероника, 39 лет:

— Могу пригласить вас переночевать, прочувствуете все на себе! Спишь как в поезде! Фура проедет — весь дом колотит, очень шумно. Детей из двора боюсь куда-то одних отпускать, дорога стала совсем близко. Вот мы и поставили большой забор, все загородили. Шумозащитные панели у нашего дома никак не поставишь, будут мешать проезду и обзору. Да и есть серьезный недостаток — птицы их не замечают, летят на полной скорости, врезаются и погибают, остаются лежать рядом. Дети со школьного автобуса идут и все это видят. Очень жалко пернатых….

По поводу моста. Вроде, отличный, безопасный. Только старикам на него никак не забраться, столько ступенек… Всегда, когда еду куда-то, помогаю им.

И еще проблема. Чтобы с нашей стороны поехать на Минск, нужно ехать в обратную сторону прямо до Криницы, и только там повернуть по направлению к столице. Чтобы  добраться в Смолевичи с противоположной нам стороны деревни — нужно ехать до Лужков, и только там разворот. Представьте, сколько это километров, сколько топлива тратится впустую!?

Визит в Новую жизнь показал, что имеет место быть не только вопрос безопасности, но и социальная и экологическая проблемы. Что ж, узнаем, как обстоит ситуация в Лужках.

Владимир, 57 лет:

– О шуме мы с женой забыли, как только поставили звукоизоляционные панели! Трасса за ними, и ее совсем не слышно. Только когда едет очень тяжелая машина — легкий гул. Под окнами нашего дома идет небольшая маленькая подъездная дорога, вот она ничем не защищена. Но трафик на ней и близко не сравнится с шоссе, поэтому проблемы нет. У нас окна прямо на стороне трассы, и обзору звукоизоляция не мешает. Дождь пройдет, она запотеет слегка, ну, а потом очень быстро на солнышке высохнет и снова прозрачная. Единственная проблема — не сделали никакого перехода. Чтобы добраться до магазина прямо через трассу от нашего дома, нужно идти вниз к тоннелю почти километр, а затем идти столько же уже по другой стороне. Безопасно – да, но на такие расстояния пожилым людям ходить очень тяжело.

Подытожить  «рейд» по деревням можно словами Владимира: «За расширение дороги и безопасные переходы — твердая пятерка. За развязку дорог и выбор мест для переходов — отметка похуже».

От себя хотелось бы сказать, что мнения жителей заметно разнятся, и всем угодить было бы невозможно. Но пусть уроком на будущее будет то, что при постройке важных объектов необходимо учитывать все факторы, даже экологический ущерб от гибели птиц, не замечающих прозрачные панели.

Полина ПРОКОПЕНЯ,
студентка факультета журналистики БГУ.

Фото автора.