Комитет государственного контроля в ходе комплексной проверки
Пуховичского района уделил особое внимание проблеме наведения порядка на земле
и благоустройству сельских населенных пунктов. Результат оказался
неутешительным.

Как установлено, местными исполнительными и распорядительными
органами не достаточно принимаются меры по выявлению ветхих и пустующих домов,
а также понуждению их собственников к надлежащему содержанию таких строений и
земельных участков под ними. На низком уровне проводится работа по передаче
бесхозяйных объектов в районную коммунальную собственность.

Комитет государственного контроля в ходе комплексной проверки Пуховичского района уделил особое внимание проблеме наведения порядка на земле и благоустройству сельских населенных пунктов. Результат оказался неутешительным.

Как установлено, местными исполнительными и распорядительными органами не достаточно принимаются меры по выявлению ветхих и пустующих домов, а также понуждению их собственников к надлежащему содержанию таких строений и земельных участков под ними. На низком уровне проводится работа по передаче бесхозяйных объектов в районную коммунальную собственность.

Например, в д.Осово Пуховичского района выявлен пустующий и непригодный для проживания дом ОАО ГПЗ «Индустрия», сведениями о котором располагал Пуховичский сельисполком, однако, меры по его восстановлению или сносу не принимал (соответствующие предписания собственнику не направлял, сведения о нем в райисполком не представлял).

Райисполкомом в отдельных случаях затягивались сроки регистрации в соответствующем регистре пустующих домов, сведения о которых представлялись ему сельисполкомами.

Мероприятия по сокращению численности ветхих и пустующих домов на селе райисполкомом, можно сказать, не финансировались. Запланированные на указанные цели 11,0 млн. руб. в 2013-2014 годах Пуховичским, Новоселковским, Узлянским, Шацким и Руденским сельисполкомами не использовались из-за их недостаточности (соответственно 6,0 млн. руб., 2,0 млн. руб. и по 1,0 млн. руб.). Снос ветхих домов за счет собственников производился неохотно и медленными темпами (в 2014 году в районе снесено 8 домов).

В результате количество заброшенных и полуразрушенных домов в деревнях и поселках района повсеместно не сокращается, а увеличивается.

Так, Комитетом в ходе обследования территории сельских населенных пунктов Люти, Васильки, Варшавка, Дричин, Слобода, Соловьи, Калинино, Сергеевичи и Барборово, Залужье и «1 мая» выявлены 10 таких строений. В деревнях Красный Берег, Демьяновка и Слобода собственниками после пожаров длительное время не восстанавливались жилые дома, зарастали древесно-кустарниковой растительностью земельные участки.

Безотлагательного разрешения требует ситуация с брошенными (бесхозяйными) домами, собственники которых умерли, не известны или отказались от своего имущества. Только Новоселковским сельисполкомом в отношении одного бесхозяйного дома в д. Скрыль-Слобода в суд Пуховичского района направлено исковое заявление о признании его выморочным имуществом и подготовлены документы в отношении двух других. Остальными сельисполкомами такая работа не проводилась.

Возможности продажи земельных участков с бесхозяйными строениями с последующим сносом за счет приобретателей или их демонтажа с привлечением специализированных организаций за счет бюджетных средств местными органами власти вообще не рассматривались.

Помимо неэффективных действий исполкомов по наведению порядка на земле, Комитетом государственного контроля Минской области выявлен ряд сдерживающих этот процесс факторов.

В целях упрощения порядка обращения с брошенными и полуразрушенными домами по результатам проверки будут подготовлены соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство.

При этом освобождение участков от полуразрушенных строений и приведение их в надлежащее состояние способствовало бы вовлечению их в хозяйственный оборот, пополнению бюджета за счет продажи с аукционов, а, в целом, улучшило эстетическое состояние сельских населенных пунктов и устранило очаги повышенной пожарной и социальной опасности в них.

С учетом требований Главы государства к наведению порядка на земле и принятием Правительством постановления от 21.05.2015 № 428 «О некоторых вопросах наведения порядка на земле» деятельность по благоустройству, озеленению, содержанию и поддержанию в чистоте территорий (объектов) и улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения актуальны, как никогда.

Необходимо отметить, что в настоящее время Миноблисполкомом приняты меры по координации работы в этом направлении (утверждены региональные мероприятия, установлены критерии наведения порядка на земле, определены ответственные лица и иное).

Начало положено, однако, учитывая, по сути, провал в прошлые годы, местным органам власти предстоит напряженная и ответственная работа. Необходимо, чтобы и граждане включались в нее, а не были сторонними наблюдателями, улучшали качество своего жилья и его внешний облик.

Контроль за выполнением требований Президента Республики Беларусь по наведению порядка будет продолжен.

 

Комитет государственного контроля Минской области.

Информацию читайте в номере 153 – 154 от 08.07.2015 г.