За 32 года жизни он написал около 600 работ, большинство из которых находятся вчастных коллекциях за рубежом. Они не лежат в запасниках, а демонстрируются наразличных выставках, издаются роскошными альбомами. Но так уж случилось, чтоэтот талантливый, неординарный художник мало кому известен у себя на родине.

 

За 32 года жизни он написал около 600 работ, большинство из которых находятся вчастных коллекциях за рубежом. Они не лежат в запасниках, а демонстрируются наразличных выставках, издаются роскошными альбомами. Но так уж случилось, чтоэтот талантливый, неординарный художник мало кому известен у себя на родине.

Впервыепроизведения Александра Исачева предстали перед зрителями Беларуси в ноябре 1987года на выставке в г. Речица. Вместе со своими героями на выставкеприсутствовал и автор.

Одна извыставленных картин — «Автопортрет» в костюме рыцаря. На лице смятение,неудовлетворенность, беспокойство. Он часто был недоволен сделанным, даже золна себя: все казалось не таким как задумывалось, как представлялось ввоображении. Но все работы Александра, наоборот, поражают буйством красок,праздником жизни, ведь он был оптимист по натуре — несмотря ни на что. Тогдахудожник был еще жив, строил планы на будущее, которые, к сожалению, не смогосуществить. Через два дня после закрытия выставки Александр Исачев скончалсяот сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской.

Первоезнакомство с его творчеством в Минске состоялось в 1988 году, но это была ужепосмертная выставка художника. Судьба отмерила ему для жизни очень короткийсрок – всего лишь 32 года.

Желаниеприобрести новые знания привело Александра Исачева в город Эрмитажа иРусского музея, «Медного всадника» и Летнего сада. Ленинградский период жизнипродлился около года. У Александра появился новый круг знакомых — чрезвычайнопестрая компания, именующая себя «неформалы». Группа художников-модернистов, ккоторой он прибился, вела довольно шумный образ жизни и вскоре всех выселили изобщежития.

Некоторое   время Алек- сандр ночевал в подъездах, убеждая себя, что искусство требуетжертв, но когда становилось совсем невмоготу, уезжал домой, а затем сновавозвращался в Ленинград.

70-е годыотмечены всплеском неформального искусства. Прошли первые официальные выставкинеофициальных художников. На одном из таких вернисажей, в ленинградском ДК«Невский» Александр Исачев познакомился с Г.Н.Михайловым, купившим несколькоего картин. Георгий Николаевич Михайлов — учитель физики, коллекционер живописии меценат предоставлял молодым художникам свою квартиру, где они могливыставлять свои работы, устраивать дискуссии. Приглашал «знающих» людей, в томчисле и иностранцев, которым продавал картины. Его роль в жизни Александраоценивают по-разному. Одни заявляют, что это был типичный спекулянт, которыйдействовал в целях наживы, другие утверждают, что именно благодаря ему стализвестен талант Исачева. Жена Александра утверждала, что это былапрактически единственная возможность для художников, чье искусство официальноне признавалось, показать свое творчество, реализовать что-то из своих работ,получить заказ.

И вот вочередной раз Александр вернулся в Речицу. Вновь по 12-13 часов в сутки неотходил от мольберта. Его жизнь могла войти в нормальное русло, прояви люди, откоторых зависела судьба Александра, хотя бы чуточку неравнодушия,доброжелательности. Но устроиться на работу в соответствии с призванием он несмог. Александра приняли только чернорабочим на стройку.

МногогранностьАлександра Исачева поражает и удивляет. В сюжетах многих его полотенотражены Библейские мотивы («Благовещение», «Что есть истина», «Распятие»,«Андрей Первозванный», «Ной», «Апостол Петр»). Особый успех имели его работы«Моисей» и «Рахиль» (обе написаны в 1976 году). Увлекали его и символикаЕгипта, Индии, и мифы и легенды Греции и Рима, и дохристинская культура.

Гладкопись— так именуют манеру, в которой работал Исачев. Он постепенно постигает секретылессировочной техники — последовательного нанесения тончайших живописных слоев(использовал от 8 до 15). Причем каждый слой требует тщательной просушки отдвух недель до полутора месяцев, поэтому Александр работал над рядом картинодновременно. Занимался также акварельной живописью, пастелью, графикой.

Многодетальныеи композиционно сложные картины Александра Исачева допускают десяткитолкований, требуют определенной эрудиции зрителя, но это не мешает радостивосприятия, доставляемой чистой живописью. Можно долго спорить о том, к какомунаправлению отнести его творчество. Но в любом случае ясно одно: у него, как увсякого одаренного художника, свое направление и свое восприятие всего сущего.Возможно не стоит искать четких определений его творениям, дабы не разрушатьудивительный ирреальный мир, созданный фантазией художника.

Александруходил в вымышленный мир своих героев, и, похоже, это было бегство от проблем,но возвращаться приходилось к реальной жизни, где было отсутствие выставок иширокого зрителя.

Творчествоммолодого художника заинтересовалась церковь. Последовало приглашение оформить несколькохрамов. Для Александра это было очень важно, так как после рождения сына егосемья находилась в крайне стесненных условиях.  Александр выполнилмножество икон для Речицы, расписал церковь в Мозыре. Выполнил работы в срок ина высоком художественном уровне. Но сразу заработал ярлык «богомаза» и …антисоветчика.

Понимая,что не может изменить своим принципам и своей творческой манере, АлександрИсачев внутренне согласился на своеобразную роль изгоя. Успокаивала его толькоработа у мольберта. Распорядок дня художника состоял из трех пунктов: 6-7часового сна, 3-часового чтения и 13-14 часовой работы над картинами. Горько инесправедливо, но числился он… тунеядцем. Когда в очередной раз дома появлялсямилиционер и спрашивал, почему, дескать, не работаешь, Александр в ответпоказывал изъеденные красками и растворителями руки да кивал на развешенные постенам многочисленные картины.

Не имеявозможности на равных конкурировать с официально признанными художниками,Александр продавал свои картины за бесценок частным лицам. Иностранцы спокойновывозили приобретенные полотна за рубеж, так как их автор не являлся членомСоюза художников и добыть штамп, удостоверяющий, что его произведения не имеютхудожественной ценности, не представляло особого труда. Десятки картинАлександра Исачева, возможно лучших, разошлись по частным коллекциям и украшаютмодные салоны Голландии, США, Франции, Англии, Швеции, Германии и других стран.

Всенеурядицы сказались на семейных отношениях. Сначала изредка, а затем все чащестал выпивать. Алкоголь и постоянный стресс подорвали психику. Дважды пришлосьпройти курс лечения в наркологическом отделении больницы. Потребовалосьнемало   сил   и Алек- сандру, и его жене Наталье, чтобыпреодолеть все проблемы и остаться близкими людьми.

И все жеИсачеву суждено было дождаться выставки на Родине. Она имела огромный успех: наней побывало более 20 тысяч зрителей. А спустя два дня после ее закрытия,5 декабря 1987 года, художника не стало…

РежиссерА. Алай снял документальный фильм о полной драматизма судьбе Александра Исачевапо сценарию В.Дашука (оператор С.Смирнов). Кстати, это была его первая работакак режиссера. Шквалом аплодисментов взорвался заполненный до отказа залкинотеатра «Октябрь», где проходила премьера картины. Но авторы фильма виделисвою задачу не только в том, чтобы рассказать историю жизни художника, но иподнять вопросы, которые касаются каждого: мы все несем ответственность заравнодушие, за безразличие к проблемам человека живущего рядом.

По материалам сети Интернет.