С первых дней начала Великой Отечественной войны начались ожесточенные бои не только на земле, но и в воздухе. Немецкая танковая  группа Гота наступала вдоль дороги Радошковичи-Острошицкий Городок, с целью соединения с танковой группой Гудериана и окружения советских войск в районе Минска. По дорогам  двигалась вражеская техника: танки, бензовозы, машины, мотоциклы с колясками. Советское командование, не имея возможности остановить противника, отдало приказ уничтожать врага с воздуха силами авиации с малых высот без прикрытия истребителей.

С первых дней начала Великой Отечественной войны начались ожесточенные бои не только на земле, но и в воздухе. Немецкая танковая  группа Гота наступала вдоль дороги Радошковичи-Острошицкий Городок, с целью соединения с танковой группой Гудериана и окружения советских войск в районе Минска. По дорогам  двигалась вражеская техника: танки, бензовозы, машины, мотоциклы с колясками. Советское командование, не имея возможности остановить противника, отдало приказ уничтожать врага с воздуха силами авиации с малых высот без прикрытия истребителей.

 В этом районе, севернее Минска, через территорию Логойского и Смолевичского районов летали на боевое задание наши бомбардировщики. Им ставилась задача нанести бомбовый удар по скоплениям немецких войск в районе Вильно – Молодечно- Ошмяны. Но не всегда советские самолеты долетали до заданного объекта бомбардировки – часто им приходилось вести воздушные бои с немецкими истребителями, еще не долетев до объекта. Уже в начале войны у немцев хорошо работала радиосвязь, поэтому после появления в небе советских бомбардировщиков, немцы сразу вызывали по радио свои самолеты-истребители. Наши бомбардировщики в то время летали без прикрытия своими истребителями, используя для борьбы с немецкими самолетами воздушных стрелков. Этим и пользовались немецкие асы, которые за два года прошли практику на войне в Западной Европе. Немцы изучили слабые места советских бомбардировщиков и атаковали их обычно в паре двумя истребителями.

В конце июня 41 года в районе Логойска произошел воздушный бой: два  немецких истребителя атаковали советский бомбардировщик. Он вступил в бой с истребителями, вынужден был  отклониться от курса и оказался возле Логойска. Здесь он был подбит. Самолет развернулся, полетел на восток и совершил вынужденную посадку на поле в районе деревни Загорье Логойского района. А с земли за боем в небе и падением самолета наблюдали в тот день жители Логойска и окружающих деревень. Свидетелем этого воздушного боя стал житель д. Гостиловичи  В.Ю.Грузд , в то время 8- летний мальчик.

— Бой проходил за Логойском над шоссе на Плещеницы, — рассказывает Владимир Юлианович. – Я тогда пас гусей на лугу возле деревни. Наш самолет летел по заданию бомбить немецкие войска, что шли по шоссе, а немецкие самолеты его развернули. Он летел и два немецких истребителя ему «рады не дали». Он очень тяжелый был, тяжело поворачивался. Самолет не загорелся, но пустил как будто дымовую завесу. Истребители улетели, а наш самолет снижался, перелетел кусты и сел на поле в Загорье. Это было в первые дни войны. Я это все видел своими глазами. Над нами он низко пролетел, заслонил солнце. Самолет был зеленого цвета, бомбы он не скидывал.

Немецкие истребители не смогли до конца сбить бомбардировщик, возможно у них закончились боеприпасы или топливо, что более вероятно, и они улетели. Самолет, судя по всему, получил небольшие повреждения. Скорее всего,  была повреждена топливная система, которая стала давать утечку. Самолет не загорелся и приземлился на поле между Свидно и Загорьем. Жители этих деревень видели, что после посадки самолет покинули уцелевшие летчики и пешком пошли в направлении Борисова. Деревенские мужики, пришедшие к самолету, обнаружили самолет целым, с полным боезапасом – бомбы были подвешены под крыльями. Летчики самолет не сжигали, так, как видимо, собирались вернуться и исправить повреждения. В таких случаях на месте посадки обычно оставляли охранять самолет стрелка-радиста. По какой-то причине ничего этого не было сделано, что и привело впоследствии к трагедии. Через несколько дней был оставлен нашими войсками Логойск и оккупирован Логойский район, и к самолету летчики уже не вернулись. Какое-то время он стоял на поле. Жители Свидно и Загорья не пускали своих детей к самолету с бомбами, боялись, что могут взорваться. И надо же было так случиться, что к подбитому самолету вышли дети из соседнего Антополья, которое находится уже в Смолевичском районе. Все дети в любое время: и мирное, и военное — очень любознательны. А тут есть возможность посмотреть и потрогать никогда не виданный ранее самолет. Они ходили в лес за грибами и ягодами и наткнулись на самолет. Дети окружили самолет, стали все рассматривать и залезли в кабину. О том, что произошло возле Загорья в начале войны на границе двух районов, даже сегодня помнят многие жители соседних деревень этого региона. 

    Рассказывает житель Свидно Георгий Грудинка: «Где-то в обед это было. Самолет наш сел на поле напротив Загорья. Мы ходили к нему. Он не сгорел, целый был полностью, стоял на колесах. Зеленый цвет был у самолета. Бомбы в носу стояли. Там больше десяти бомб было подвешено. Это бомбардировщик был. Когда мы пришли к нему, то летчиков уже не было — они пошли на Борисов. Мужики парашютный шелк брали.  Я ходил к самолету, лазил в кабину — там сиденья были, провода натянуты. Сколько летчиков было, не знаю, они все ушли, а самолет остался. А рядом с этим местом был поселок Антополье. Оттуда дети пришли грибы собирать и увидели самолет. Лет по 12-15 им было. Подростки полезли в этот самолет и что-то там сделали, ну и взорвались все вместе с самолетом. Самолет разорвало на куски. Говорили, что тогда 13 детей погибло. Родители пришли, пособирали останки и похоронили…».

Свидетелем этого взрыва стал житель д. Сутоки Смолевичского района Иван Липский:

— Я со своим отцом пас коня напротив Антополья около Гайны,- рассказывает Иван Федорович.    — Это было после обеда, часа в четыре. Вдруг раздался сильный взрыв и высоко в небо поднялся черный дым. До того места за рекой, где стоял самолет, было не больше километра… Назавтра узнали, что вместе с самолетом взорвались антопольские дети. Говорили, что нажали на что-то и взорвались. Там дети были в основном 28 и 29 годов рождения и младше. Учительница из Антополья Лидия Синица ходила по ягоды с сыном, но к самолету они не подходили и остались живы.

Вспоминает жительница д. Загорье Пелагея Кишкурно: «…самолет спустился на поле и целый стоял, а летчики ушли. Мы,  дети, бегали его смотреть. Там бомбы стояли. Парашюты тягали с самолета. Несколько времени он стоял там. Потом из  Антополья пошли дети в ягоды – «суницы» тогда поспели, такие красные ягоды. Дети полезли в самолет, что-то «кранули» и взорвались. Так тогда бухнуло, что шибы повываливались из окон в доме. Стали кричать: ай-ай, самолет взорвался. От самолета ничего не осталось: только куски железа. В одной семье тогда погибло четверо детей…».

     На старом деревенском кладбище в Сутоках стоит небольшой памятник, на котором нанесены имена четверых погибших тогда детей семьи Шемпель из Антополья: Петр — 13 лет, Валентина — 12 лет, Мария — 9 лет, Евгения — 9 лет. Ухаживает за памятником Александр Шемпель. Здесь похоронены его тети и дядя- родные сестры и брат отца. Но для него они навсегда остались детьми, не ставшими взрослыми. 

    — Отец был старший из детей и дома остался, — говорит Александр Николаевич. – Младшие дети есть хотели и пошли по грибы и ягоды в лес. Увидели самолет, залезли в него, а там что-то сдетонировало и все взорвались. Отец говорил, что погибло 11 детей из Антополья. Дети были по фамилии Шемпель, Говзич, Стефанович. Соседский мальчик Красовский еще живой был, его в деревню повезли, и он умер возле своего дома. Никого живого не осталось. Отец их похоронил и сделал памятник…

Война не щадит никого, и в число жертв попали невинные дети, по воле случая пришедшие к самолету с бомбами. Оставленный без присмотра самолет стал причиной гибели маленьких детей. Неожиданным подтверждением этой истории стал найденный возле Загорья небольшой фрагмент обшивки самолета, покрашенный в зеленый цвет. Руководитель исследовательской группы военной истории Беларуси «Рубон»  Дмитрий Киенко  нашел  его на месте взрыва самолета  на поверхности земли вспаханного поля во время  экспедиции  в августе 2017 г. Земля периодически выносит на поверхность осколки самолета. Изучив информацию, описание обстоятельств и свидетельства очевидцев, историк авиации Д. Киенко, пришел к выводу, что с большой долей вероятности это был самолет СБ  из состава 12-й бомбардировочной дивизии. Поиски фамилий этого экипажа будут продолжены нашими совместными усилиями с исследователями-историками из группы «Рубон». По предположению Киенко причина взрыва самолета была в том, что внимание детей привлекли ветрянки взрывателей, установленные на бомбах. Ветрянка представляет собой крыльчатку, которая при падении бомбы с самолета вращается от потока воздуха и приводит взрыватель в боевое положение. Дети трогали все, что было в самолете. Кто-то дернул бомбосбрасыватель, бомбы выпали, но не взорвались. Дети, не зная, к чему это может привести, стали крутить ветрянки уже на земле и привели взрыватели в боевое состояние, после чего произошел взрыв.

Прошло время, израненная земля залечила  свои раны. Место падения и взрыва самолета сегодня уже не узнать  — крестьянский плуг все выровнял и там сейчас ровное поле,  и ничего не напоминает про ту трагедию, что произошла здесь 76 лет назад.

Александр ПАВЛЮКОВИЧ.