Уроженец деревни (ныне агрогородок) Драчково Драчковского сельсовета нашего района Николай Афанасьевич Протько почетного звания Героя Социалистического Труда был удостоен в 1971 году.

Детства у Николая, по существу, и не было. Как и у многих ребят его поколения, оно выпало на суровые годы фашистской оккупации. Когда началась война, подростку было всего четырнадцать лет. Пришлось изведать и голод, и постоянную смертельную опасность со стороны чужеземцев – захватчиков, забыть об учебе в школе…

 

Уроженец деревни (ныне агрогородок) Драчково Драчковского сельсовета нашего района Николай Афанасьевич Протько почетного звания Героя Социалистического Труда был удостоен в 1971 году.

Детства у Николая, по существу, и не было. Как и у многих ребят его поколения, оно выпало на суровые годы фашистской оккупации. Когда началась война, подростку было всего четырнадцать лет. Пришлось изведать и голод, и постоянную смертельную опасность со стороны чужеземцев – захватчиков, забыть об учебе в школе…

Уже после победы над немецко-фашистскими оккупантами юноше подоспело время для службы в армии. Направили в военно-морской флот, куда брали особо выносливых и надежных парней, и для Николая годы службы стали серьезным испытанием и в физическом, и в нравственном плане. Служба закалила, научила настойчивости в достижении поставленной цели, дала многие технические знания и сыграла не последнюю роль в выборе гражданской профессии. Молодой человек окончил электротехническую школу и в 1951 году устроился работать на Минскую тепловую электростанцию №3.

Вся его трудовая жизнь прошла на этом предприятии – более тридцати лет. Однажды даже такая мысль ему пришла: чем-то жизнь его похожа на прямую дорогу. Такую дорогу прокладывать трудно – не в обход препятствий, а настойчиво и терпеливо преодолевая их. Так и он шел своей дорогой – прямо и честно, ни разу не свернул в сторону. И в трудовой книжке, кроме первой записи о приеме на работу, потом только появлялись отметки о благодарностях и отличиях за профессионализм и добросовестный труд.

Вначале Николай Афанасьевич работал дежурным по испарительным установкам. Параллельно освоил специальность слесаря, помогал строителям монтировать техническое оборудование. В то время на электростанции готовился пуск ее первой турбины. В обязанности Николая входило подавать в рабочий котел дистиллированную воду. Это была одна из ответственных операций, от четкости проведения которой зависело все производство. В своих воспоминаниях Николай Афанасьевич отмечал, что пуск станции состоялся 6 октября 1951 года, в полдень был включен генератор в сеть и дан первый электрический ток промышленным предприятиям Минска. Первый директор ТЭЦ В.П.Чернецкий поздравил работников станции с хорошим началом и отправился докладывать об этом важном событии вышестоящему начальству.

А Николаю этот день запомнился особенно. Было чувство причастности к большому и ответственному делу: станция дала электричество строящемуся городу. А это ведь не только лампочка под потолком вместо коптилки, это созидательная сила, которая будет питать мощную технику, повышать производительность труда, быстрее справляться с послевоенной разрухой и налаживать мирную жизнь.

И появилась у молодого рабочего мечта – стать машинистом турбины. Он освоил почти все специальности турбинного цеха и добился своего – стал машинистом. Но почувствовал острую нехватку знаний. И в 29 лет, через пятнадцать лет, когда еще до войны учился в школе, поступил на учебу в седьмой класс вечерней школы рабочей молодежи. Было трудно, что и говорить. Отец двоих детей, семейные заботы, работа, когда в ночные дежурства станции нельзя отвлечься ни на минуту и постоянно вслушиваться в работу огромного механизма, чтобы вовремя заметить сбой, предупредить неисправность, не допустить остановки работающих машин — все требовало огромного напряжения сил. Справился, смог!

Когда работа по душе, когда она приносит удовлетворение, развивается творческий подход к своему делу. Так случилось и у Николая Протько. Понадобилось дать отпуск сменщику, а замены ему не находилось. И Николай Афанасьевич сам решил встать за две самые мощные турбины. И на деле доказал, что каждому машинисту можно доверить обслуживание двух агрегатов. При этом предложил ряд усовершенствований рабочего процесса, разработал схему, как подключить на определенных этапах работы автоматику. Получилось! Предложение одобрили, все согласились работать на новых условиях. А это был первый толчок к объединению котельного и турбинного цехов. Львиную долю своего труда в итоге машинисты турбин переложили на плечи автоматики. И за счет этого был получен огромный экономический эффект. На ТЭЦ появился котлотурбинный цех, а инициатор почина Николай Афанасьевич Протько был удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда – высшей оценки за трудовую доблесть. Такая награда, сказал тогда энергетик Протько, это успех всего коллектива, и если мне одному выпало ее носить, то такую обязанность буду выполнять с подобающей честью и достоинством.

Позже передового труженика назначили старшим машинистом, в его обязанности входило курирование всего турбинного цеха.

Кроме своей основной работы, Николай Афанасьевич активно занимался общественной деятельностью, избирался членом Минского горкома Компартии, депутатом Заводского районного Совета депутатов, членом президиума БРК профсоюза работников энергетики. Он часто встречался со школьниками и студентами, пропагандировал рабочие профессии. Но к каждому порученному делу всегда относился с высокой ответственностью. Плохо работать он не умел. Это было его жизненное кредо.

Э.ПОТАПЧИК.

Информацию читайте в № 329-332 от 1.11.2017 г.