В детстве мы очень часто мечтаем заглянуть в свое будущее, предугадать его, узнать, что ждет нас впереди. А с возрастом начинаем дорожить прошлым, все чаще возвращаясь памятью в него, и, будто книгу, прочитывая вновь и вновь дорогие нашему сердцу, до боли знакомые страницы.
В детстве мы очень часто мечтаем заглянуть в свое будущее, предугадать его, узнать, что ждет нас впереди. А с возрастом начинаем дорожить прошлым, все чаще возвращаясь памятью в него, и, будто книгу, прочитывая вновь и вновь дорогие нашему сердцу, до боли знакомые страницы.
У жительницы деревни Алесино, заведующей молочно-товарной фермой, Люси Степановны Борейко, в этой книге есть две сокровенные главы, на которые волею судьбы когда-то разделилась ее жизнь. Первая – это родная Могилевщина, вторая — деревня Алесино. А вот какая из них основная, сложно определиться. Потому что в каждой есть люди, события, памятные даты…
Родилась она в деревне Колбчанская Слободка Кличевского района Могилевской области. Семья была большая – четверо детей. Отец работал водителем в леспромхозе, а мама была домохозяйкой. Какое могло быть детство? Конечно, рядом с любимыми родителями, сестрами и братом — счастливое. Только, как во всех больших семьях, приходилось очень много работать, помогать родителям.
— Люся Степановна, а что лучше всего запомнилось из Вашего детства?
— Очень хорошо помню, как в лесу собирали клюкву, чернику и драли лозу, а потом продавали на рынке в Могилеве. Стакан черники, например, стоил тогда десять копеек, а в ведре было шестьдесят стаканов. Деньги, как и положено, отдавали родителям. Иногда по их просьбе привозили из города продукты. Позже наша семья переехала в другую деревню. Пришлось пешком ходить в школу за девять километров. Шла одна через лес, очень часто темнотой, а страха не было почему-то. Я и сейчас могу в лес одна ходить.
— Я вдруг вспомнила фильм «Доярка из Хацапетовки». Там героиня за шесть верст в школу ходила, а потом учиться в Москву уехала. А у Вас как дальше жизнь сложилась?
— Ну да (смеется), что-то похожее и у меня было. Закончила восемь классов и поступила в Климовичский сельскохозяйственный техникум, по окончанию которого в 1974 году получила профессию ветеринара. Тогда же и замуж вышла. Мужа, Василия Ефимовича, отправили на работу в распоряжение овощеводческого треста в городе Минск. Он закончил Буда-Кошелевский техникум, стал электриком. Вот и приехали жить в совхоз «Шипяны».
Именно по этой специальности его и пригласили сюда. Я, естественно, за ним поехала. Жить мы стали в красных бараках в деревне Шипяны, эти дома до сих пор стоят. Скоро первый сын родился, потом второй. Позже совхоз построил дом в Алесино, а мы получили в нем трехкомнатную квартиру.
— А сколько всего у Вас деток?
— Трое. Старший сын с семьей живет в городе Смолевичи и работает водителем в Национальном аэропорту. В детстве очень болезненный ребенок был, даже в детский сад не ходил. Помню, застелю на пол покрывало, поставлю на него бутылку с молоком, положу печенье и бегу на работу. А работала тогда ветфельдшером на ферме. В декретном отпуске с сыновьями я была только по одному году. Средний сын работает агрономом-семеноводом у нас, в РУП «Шипяны-АСК», и живет в Алесино, а дочь работает в сельском Совете.
— Семья большая у Вас. За большим столом часто собираетесь?
— Могу посчитать (считает) – мы с мужем, старший сын с женой и дочкой, средний сын с женой и сыном, и дочка со своим молодым человеком, которого мы тоже считаем уже своим. Итого – десять человек. За обыкновенным раскладным столом уже места не хватает, начали приставлять второй. Надеюсь, что и это не предел. А собираемся на все дни рождения, Новый год, Пасху и другие праздники. Наша семья очень дружная.
— Вы говорили, что работали ветфельдшером, а сейчас заведующая фермой. Как Вы поменяли свой род деятельности?
— Где-то после шести лет работы ветфельдшером меня назначили главным ветврачом совхоза «Шипяны». Работа тяжелая, ответственность очень большая. В моем подчинении два фельдшера было. И так я работала около четырех лет. Коров в то время было много на фермах, да и люди держали их в личных хозяйствах. Приходилось помогать всем, как тут откажешь? Люди за помощью и ночью приходили. На работу ездила на мотоцикле «Минск». Потом пришел работать в наше хозяйство агрономом, а позже стал его руководителем Федор Иванович Привалов. Коллектив наш был очень дружный. И в беде помогали друг другу, и радостями делились. Я всю жизнь мечтала жить в доме, иметь огород, не люблю квартиры. И Федор Иванович предложил мне новый собственный дом на улице Молодежной в деревне Алесино. Взамен меня попросили пойти работать бригадиром на молочно-товарную ферму. Я согласилась сразу и нисколько не жалею. Проработала недолго и пошла в декретный отпуск – родила дочурку. После декретного уже двадцать два года в должности заведующей фермой. А в общей сложности уже сороковой год работаю в одном хозяйстве. Пять лет на пенсии. Вы знаете, большую часть своей жизни я провела на ферме.
— Большим коллективом Вы сейчас руководите?
— У нас на ферме работает четырнадцать человек. Коллектив дружный, в основном молодые девчата, хотя есть и пенсионерки, как я. Здания комплекса старые, но результаты мы даем неплохие. На нашей ферме сто семьдесят голов дойного стада и шестьсот двенадцать голов молодняка. За девять месяцев текущего года средний удой на корову составил пять тысяч восемьсот восемьдесят восемь килограммов молока. На сегодняшний день мы получаем от одной коровы в среднем семнадцать целых и шесть десятых килограммов молока. Это выше, чем на остальных молочно-товарных фермах нашего хозяйства.
— В вашем хозяйстве скоро вступит в эксплуатацию новый комплекс. Вы туда перейдете работать?
— Нет, наша ферма будет продолжать работать. Здесь поголовье небольшое, и мы будем продолжать доить наших буренок.
— Люся Степановна, а минутки свободные от работы на что тратите?
— Да на другую работу и трачу (смеется). Вы же представляете, сколько работы в деревне. А вообще, очень люблю петь. Когда помоложе была, бегала в Алесинский клуб. Там собирался наш вокальный коллектив. Мы участвовали во всех концертах в колхозе, нас приглашали в район на мероприятия. Вот там душу и отводила. Теперь пою за семейным столом.
Пока мы общались с Люсей Степановной, несколько раз в наш разговор вмешивались работники ферм. То трактор должен прийти, то цифры какие-то проверить нужно, то посмотреть, как продвигается ремонт телятника….. Мне даже стало как-то неловко из-за того, что я отвлекаю ее от работы. И везде нужна ответственность, собранность. Строгий и деловой взгляд начальника, а глаза светятся радостью и счастьем, когда говорит о родных и близких, о коллективе, с которым столько лет вместе рука об руку выполняют такую сложную и важную работу.
Наталья МЕХЕДКО.
На снимке: Люся Степановна Борейко.
Фото автора.
Подробную информацию читайте в номере 251 – 254 от 26.10.2013 г.