ИСТОРИЯ НАШЕЙ «СКАЗКИ»Наверняка, где-то в укромных уголках каждого дома уже много лет
лежат альбомы, полные старых фотографий. На одних – приятные моменты семейных
праздников и событий, на других – друзья и коллеги, на третьих – старые улицы и
дома нашего города или района. Они – настоящие и подлинные хранители своей
эпохи, ее свидетели. Какие занимательные истории можно воскресить в нашей
памяти, вспомнить имена интересных людей, рассказать о знаменательных и
неординарных событиях в истории одной семьи или города и района.

Когда-то была такая незамысловатая песня: «В каморке, что за актовым
залом репетировал школьный ансамбль…» Эти музыкальные группы в 70-е и 80-е годы
были приметой практически любой, уважающей себя, школы. Чаще всего руководил
ансамблем учитель пения, ну или кто-нибудь из ребят, имевших музыкальное
образование. Старшеклассники-музыканты пользовались особым авторитетом. Кроме
того, в них тайно влюблялись почти все девчата в школе. Местные «звезды»
выступали на вечерах и различных мероприятиях. В то время у парней в моде была
стрижка типа «каре», или просто они носили длинные волосы. Едва пробивающиеся
усы старались не брить, чтобы выглядеть посолиднее и повзрослее. Репертуар
музыкантов на школьных праздниках состоял из песен о комсомольской юности и
прочей, как тогда казалось, чепухи, потому что им хотелось играть, а всем
слушать совершенно другую музыку. Тогда в моде был рок, на дискотеках крутили
рок-н-ролл. Ребятам из школьного ВИА
(вокально-инструментальный ансамбль) включали в репертуар песни Юрия Антонова,
Андрея Макаревича… Их пели на вечерах, свадьбах: «Мы себе давали слово не
сходить с пути прямого…». Многие еще помнят деревенские свадьбы, когда в
палисаднике перед окном музыканты расставляли свою аппаратуру, как тогда
казалось «крутую», играли и пели, а все гости танцевали прямо перед домом. Мы
знали все слова наизусть, а молодые парни были для молодежи просто звездами и
кумирами. Школьные вечера также не обходились без «живой» музыки. Конечно, чаще
всего танцы проходили под пластинки или бабинный магнитофон, но по большим
праздникам приглашали ансамбль.

И вот на одном из таких мероприятий я и услышала впервые ансамбль
«Сказка» из города Смолевичи.

— Наш ансамбль мы с одноклассниками создали еще в школе, где-то в
классе девятом или десятом, кажется, — рассказывает один из его участников
Леонид Красинский. – Это восемьдесят шестой год был. Мы учились еще в здании,
где сейчас отдел образования находится. Я дополнительно занимался в музыкальной
школе и умел играть на гитаре. Жора Шлома
играл на баяне, Жора Малаховский пел, а Сергей Пантелеев осваивал
ударные. Сначала репетировали дома на простых гитарах, колонках и барабане.
Большая проблема возникла с бас-гитарой. Я помню, что корпус выпилили из
табурета, приделали гриф от старой акустической гитары, нашли струны и привинтили
их к грифу. Не могли найти большую струну. Тогда Николай Гаврилович Удовенко
разрешил нам выкрутить из фортепиано последнюю струну, вот ее мы и приспособили к нашему инструменту.
Поставили усилители и все – гитара готова!
Со сгоревшего школьного автобуса сняли громкоговоритель, «колокольчик»
его называли, и приспособили вместо колонки. Сначала на танцах играли, потом
нас стали приглашать на праздники. В школе на втором этаже сцена стояла, вот на
ней мы и выступали. Позже мне сказали, что очень хорошо поет Валера Мардович,
который на год старше учился. Я однажды зашел в пионерскую комнату и попросил
его спеть под гитару. Он исполнил песню «Молодость моя, Белоруссия». Мне очень
понравилось, и я пригласил его к нам в группу. У Валеры голос был повзрослее,
как нам казалось, чем у Жоры. Так и стал Мардович нашим солистом. Мы включили в
репертуар песни Антонова, «Песняров»… Умудрились даже на свадьбах поработать
несмотря на то, что еще школьниками были. А еще в Смолевичах был коллектив, в
котором играли Виктор Сергушкин, Юра Гулюта и Саша Лашук. И он распался, играть
было некому. Я тогда на танцах вальс играл на трубе. Меня попросили в этом
коллективе поиграть на гитаре. А там все взрослые музыканты – бас-гитарист Коля
Марковский, клавишник и солист Наталья Юневич, барабанщик Александр Филипов и
солист Вася Шабан, — все старше меня. Я
со временем потеснил Марковского. Как-то однажды я, Мардович и Малаховский
решили придумать название нашей группе. И Жора предложил: «Давайте назовемся
«Сказка». Так и решили. На ударную установку прикрепили название, разукрашенное
звездами. С этим названием мы и работали на разных мероприятиях. И в итоге,
в первый «сказочный» состав группы
вошли: я, Валера Мардович, Жора Шлома, Жора Малаховский и Костя Суша, которого
позже сменил Юра Гулюта. Когда я пришел в ансамбль уже после службы в армии, то
состав «Сказки» поменялся опять. Клавишником стал Слава Макшанцев, которого, к сожалению, уже
нет среди нас, солистом Валера Мардович, ударником Сергей Дулеба,
бас-гитаристом Жора Шлома, а я играл на ритм-гитаре. Этот состав и был наиболее
известен в Смолевичах. Правда, нам захотелось уже и название поменять.
Придумали прямо философское название – «Смысл жизни». (смеется) Нам казалось,
что мы слишком взрослые, чтобы просто быть «Сказкой». Но новое название как-то
не прижилось, нас все равно принимали как «сказочников». Играли часто на
свадьбах, переженили мы много семейных пар по всей Беларуси. Валера Мардович
тогда учился в БИМСХ и пел в другой группе. Скорее всего, он и договаривался о
том, чтобы нас приглашали работать. Еще проводились на Смолевичском озере
концерты, танцы, куда обязательно нас приглашали. В те времена на танцах нельзя
было даже протиснуться в зале Дома культуры. Как стояли, так и танцевали,
столько людей приходило. Себя звездой я как-то не чувствовал, хотя многие
узнавали и на улице. Поклонниц было много у «Сказки», хотя не скажу, что они
надоедали или фанатично навязывались. Чаще всего приходили не ради нас, а чтобы
послушать Валеру. Вот он кумиром был однозначно. Я приглашал Сергея Боровика
попеть с нами. И его шли слушать. Работала «Сказка» долго. Я помню, что у меня
родился второй ребенок, и я уже не смог уделять столько времени группе.
Кажется, что первый вышел я из состава. Кроме того, в Доме культуры перестали
проводиться танцы, их вытеснила дискотека. И где-то в восемьдесят восьмом наша
группа распалась. Я некоторое время еще работал в ресторане, на гитаре играл,
но потом ушел и оттуда. Спустя столько лет было желание вновь собраться и
просто поиграть и вспомнить годы молодые, как говорится. Но Валера Мардович
уехал жить в Израиль, а без такого солиста «Сказки» не получится. Так, иногда
просто встречаемся на семейных праздниках или по другому поводу, берем в руки
гитары и поем те песни, которые тогда исполняли. Вот и вся история нашей
«Сказки».

За двадцать с лишним лет многое в музыке изменилось, да у нынешней
молодежи сформировались совершенно другие музыкальные вкусы. «Живое» исполнение
без фонограмм – сейчас большая редкость.
Возможно, многие парни и девчата даже и слушать не стали бы выступление
вокально-инструментального ансамбля того времени, а для нас, поколения постарше
оно, по-своему, было сказочным и незабываемым.

 

Наталья ЧАСОВИТИНА.

На фото: состав ВИА «Сказка»: Жора Шлома, Валера Мардович, Леня
Красинский, Сергей Дулеба и Слава Макшанцев.

Фото из архива Л.Красинского.

Информацию читайте в номере 145 – 148 от 27.06.2015
г.

ИСТОРИЯ НАШЕЙ «СКАЗКИ»

Наверняка, где-то в укромных уголках каждого дома уже много лет лежат альбомы, полные старых фотографий. На одних – приятные моменты семейных праздников и событий, на других – друзья и коллеги, на третьих – старые улицы и дома нашего города или района. Они – настоящие и подлинные хранители своей эпохи, ее свидетели. Какие занимательные истории можно воскресить в нашей памяти, вспомнить имена интересных людей, рассказать о знаменательных и неординарных событиях в истории одной семьи или города и района.

Когда-то была такая незамысловатая песня: «В каморке, что за актовым залом репетировал школьный ансамбль…» Эти музыкальные группы в 70-е и 80-е годы были приметой практически любой, уважающей себя, школы. Чаще всего руководил ансамблем учитель пения, ну или кто-нибудь из ребят, имевших музыкальное образование. Старшеклассники-музыканты пользовались особым авторитетом. Кроме того, в них тайно влюблялись почти все девчата в школе. Местные «звезды» выступали на вечерах и различных мероприятиях. В то время у парней в моде была стрижка типа «каре», или просто они носили длинные волосы. Едва пробивающиеся усы старались не брить, чтобы выглядеть посолиднее и повзрослее. Репертуар музыкантов на школьных праздниках состоял из песен о комсомольской юности и прочей, как тогда казалось, чепухи, потому что им хотелось играть, а всем слушать совершенно другую музыку. Тогда в моде был рок, на дискотеках крутили рок-н-ролл. Ребятам из школьного ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) включали в репертуар песни Юрия Антонова, Андрея Макаревича… Их пели на вечерах, свадьбах: «Мы себе давали слово не сходить с пути прямого…». Многие еще помнят деревенские свадьбы, когда в палисаднике перед окном музыканты расставляли свою аппаратуру, как тогда казалось «крутую», играли и пели, а все гости танцевали прямо перед домом. Мы знали все слова наизусть, а молодые парни были для молодежи просто звездами и кумирами. Школьные вечера также не обходились без «живой» музыки. Конечно, чаще всего танцы проходили под пластинки или бабинный магнитофон, но по большим праздникам приглашали ансамбль.

И вот на одном из таких мероприятий я и услышала впервые ансамбль «Сказка» из города Смолевичи.

— Наш ансамбль мы с одноклассниками создали еще в школе, где-то в классе девятом или десятом, кажется, — рассказывает один из его участников Леонид Красинский. – Это восемьдесят шестой год был. Мы учились еще в здании, где сейчас отдел образования находится. Я дополнительно занимался в музыкальной школе и умел играть на гитаре. Жора Шлома играл на баяне, Жора Малаховский пел, а Сергей Пантелеев осваивал ударные. Сначала репетировали дома на простых гитарах, колонках и барабане. Большая проблема возникла с бас-гитарой. Я помню, что корпус выпилили из табурета, приделали гриф от старой акустической гитары, нашли струны и привинтили их к грифу. Не могли найти большую струну. Тогда Николай Гаврилович Удовенко разрешил нам выкрутить из фортепиано последнюю струну, вот ее мы и приспособили к нашему инструменту. Поставили усилители и все – гитара готова! Со сгоревшего школьного автобуса сняли громкоговоритель, «колокольчик» его называли, и приспособили вместо колонки. Сначала на танцах играли, потом нас стали приглашать на праздники. В школе на втором этаже сцена стояла, вот на ней мы и выступали. Позже мне сказали, что очень хорошо поет Валера Мардович, который на год старше учился. Я однажды зашел в пионерскую комнату и попросил его спеть под гитару. Он исполнил песню «Молодость моя, Белоруссия». Мне очень понравилось, и я пригласил его к нам в группу. У Валеры голос был повзрослее, как нам казалось, чем у Жоры. Так и стал Мардович нашим солистом. Мы включили в репертуар песни Антонова, «Песняров»… Умудрились даже на свадьбах поработать несмотря на то, что еще школьниками были. А еще в Смолевичах был коллектив, в котором играли Виктор Сергушкин, Юра Гулюта и Саша Лашук. И он распался, играть было некому. Я тогда на танцах вальс играл на трубе. Меня попросили в этом коллективе поиграть на гитаре. А там все взрослые музыканты – бас-гитарист Коля Марковский, клавишник и солист Наталья Юневич, барабанщик Александр Филипов и солист Вася Шабан, — все старше меня. Я со временем потеснил Марковского. Как-то однажды я, Мардович и Малаховский решили придумать название нашей группе. И Жора предложил: «Давайте назовемся «Сказка». Так и решили. На ударную установку прикрепили название, разукрашенное звездами. С этим названием мы и работали на разных мероприятиях. И в итоге, в первый «сказочный» состав группы вошли: я, Валера Мардович, Жора Шлома, Жора Малаховский и Костя Суша, которого позже сменил Юра Гулюта. Когда я пришел в ансамбль уже после службы в армии, то состав «Сказки» поменялся опять. Клавишником стал Слава Макшанцев, которого, к сожалению, уже нет среди нас, солистом Валера Мардович, ударником Сергей Дулеба, бас-гитаристом Жора Шлома, а я играл на ритм-гитаре. Этот состав и был наиболее известен в Смолевичах. Правда, нам захотелось уже и название поменять. Придумали прямо философское название – «Смысл жизни». (смеется) Нам казалось, что мы слишком взрослые, чтобы просто быть «Сказкой». Но новое название как-то не прижилось, нас все равно принимали как «сказочников». Играли часто на свадьбах, переженили мы много семейных пар по всей Беларуси. Валера Мардович тогда учился в БИМСХ и пел в другой группе. Скорее всего, он и договаривался о том, чтобы нас приглашали работать. Еще проводились на Смолевичском озере концерты, танцы, куда обязательно нас приглашали. В те времена на танцах нельзя было даже протиснуться в зале Дома культуры. Как стояли, так и танцевали, столько людей приходило. Себя звездой я как-то не чувствовал, хотя многие узнавали и на улице. Поклонниц было много у «Сказки», хотя не скажу, что они надоедали или фанатично навязывались. Чаще всего приходили не ради нас, а чтобы послушать Валеру. Вот он кумиром был однозначно. Я приглашал Сергея Боровика попеть с нами. И его шли слушать. Работала «Сказка» долго. Я помню, что у меня родился второй ребенок, и я уже не смог уделять столько времени группе. Кажется, что первый вышел я из состава. Кроме того, в Доме культуры перестали проводиться танцы, их вытеснила дискотека. И где-то в восемьдесят восьмом наша группа распалась. Я некоторое время еще работал в ресторане, на гитаре играл, но потом ушел и оттуда. Спустя столько лет было желание вновь собраться и просто поиграть и вспомнить годы молодые, как говорится. Но Валера Мардович уехал жить в Израиль, а без такого солиста «Сказки» не получится. Так, иногда просто встречаемся на семейных праздниках или по другому поводу, берем в руки гитары и поем те песни, которые тогда исполняли. Вот и вся история нашей «Сказки».

За двадцать с лишним лет многое в музыке изменилось, да у нынешней молодежи сформировались совершенно другие музыкальные вкусы. «Живое» исполнение без фонограмм – сейчас большая редкость. Возможно, многие парни и девчата даже и слушать не стали бы выступление вокально-инструментального ансамбля того времени, а для нас, поколения постарше оно, по-своему, было сказочным и незабываемым.

 

Наталья ЧАСОВИТИНА.

На фото: состав ВИА «Сказка»: Жора Шлома, Валера Мардович, Леня Красинский, Сергей Дулеба и Слава Макшанцев.

Фото из архива Л.Красинского.

Информацию читайте в номере 145 – 148 от 27.06.2015 г.