Смолевичи были захвачены немецкими оккупантами уже на пятый день войны. Вечером 26 июня 1941 года фашистские войска уже хозяйничали на улицах местечка. И с первых дней их правления в районе появились танки и виселицы, первые жертвы среди отступающих военнослужащих, беженцев,
мирных жителей.

И также с первых дней вражеской оккупации начало ширится народное сопротивление. Самое активное участие в нем принимали комсомольцы и молодежь. Организацию борьбы многочисленных разрозненных молодежных групп впоследствии возглавил Смолевичский подпольный райком комсомола. С августа 1942 года комсомольской работой в районе руководили уполномоченные Центрального Комитета комсомола Белоруссии Дмитрий Васильевич Леля и Ольга Петровна Устинович. Подпольный райком комсомола приступил к работе в ноябре 1942 года. Его основная база находилась в партизанской бригаде «Смерть фашизму», которая дислоцировалась в лесах северной части Смолевичского района, опираясь на поддержку населения деревень Юрьевского и Жодинского сельсоветов.

Дмитрий Васильевич Леля секретарем Смолевичского подпольного райкома комсомола был назначен в ноябре 1942 и оставался на этом посту по июль 1944 года – до освобождения района от захватчиков. Ольга Петровна Устинович секретарем по пропаганде работала до июля 1943 года. В числе руководителей подпольного райкома ЛКСМБ были также Владимир Егорович Сухоцкий, Кира Корнеевна Осипова, членом райкома являлся Николай Владимирович Лашук, инструкторами по подпольной работе — Александр Викторович Шленский, Олимпиада Федоровна Бондарчик, Николай Устинович Петько, Антон Михайлович Прибыльский.

В отчете секретаря Смолевичского подпольного райкома комсомола Киры Осиповой Минскому подпольному обкому ЛКСМБ в сентябре 1943 года отмечалось, что на 1 июля 1943 года в северной части района насчитывалось 33 первичные подпольные комсомольские организации с охватом 192 комсомольцев. В Юрьевском сельсовете было 9 первичных организаций, в состав которых входили 70 юношей и девушек. Организации были созданы в деревнях Мгле, Прудище, Юзефово, Сарнацкое. В Жодинском сельсовете действовали 3 комсомольские организации, в которые входил 21 человек. В Плисском сельсовете также были созданы три первичные комсомольские организации, из них — новая в деревне Высокие Ляды (10 человек). В Жажелковском сельсовете действовали также три первички с охватом 21 человека. По Смолевичскому сельсовету работали 6 организаций (44 комсомольца), по Емельяновскому – 2 организации (10 человек), по Прилепскому – 2 организации (14 человек), по Воротовскому – одна организация, в которую входили 6 человек.

В партизанской бригаде «Смерть фашизму» комсомольская организация в 1943 году насчитывала 101 человек и постоянно пополнялась за счет новых членов молодежной организации. Молодежь активно участвовала в боевых операциях, в пропагандистской работе среди местного населения, налаживала связи с подпольщиками в Смолевичах и других населенных пунктах района. За боевые подвиги к правительственным наградам в бригаде «Смерть фашизму» к 1943 году было представлено 12 комсомольцев.

Также в своем отчете Кира Осипова подчеркивала, что активно работали комсомольские организации Смолевичского и Жодинского сельсоветов. Так, например, комсорг Дмитрий Кузнецов комсомольскую подпольную организацию на станции Жодино возглавил в октябре 1942 года. Он находил возможность ежедневно передавать в райком комсомола сведения о проходящих вражеских поездах с вооружением и живой силой. Также несколько раз переводил в партизанские отряды группы пополнения. Зарядом тола Дмитрий взорвал паровоз, миной – вагон с фашистами. Комсорг, кроме того, распространял среди населения специальную литературу, фронтовые сводки. Под руководством Кузнецова комсомольцы пустили под откос немецкий поезд.

Комсорг Лидия Кирильчик из деревни Присынок передавала в партизанский отряд медикаменты, теплую одежду, а также пишущую машинку, бумагу, что находили комсомольцы из подпольной организации, которой она руководила.

 Комсомольцы из подпольных организаций вели пропагандистскую работу в подразделении словаков, которые входили в состав фашистской армии, многие из них потом перешли в партизанские бригады, чтобы воевать против немцев. Так, в августе 1943 года из горнизонов в Смолевичах и Жодино перешло много словаков с полным вооружением. В один из отрядов бригады «Дяди Коли» только за один день перешли 37 словаков с вооружением, а в бригаду «Смерть фашизму» — более двадцати человек. В сентябре 1943 года к партизанам перешли 12 словаков с полным вооружением, в том числе тремя пулеметами.

Среди молодежи, что осталась в Смолевичах, находилась и комсомолка Саша Боровская, которая являлась связной партизанской бригады «Дяди Коли». Вместе с другими смолевичскими подпольщиками они вели разъяснительную работу среди местной молодежи, призывали не выполнять немецкие приказы, переправляли в отряды тех, кто решил включиться в вооруженную борьбу с фашистами, и тех, кому грозила опасность. К сожалению, в одной из операций, в которой Саша участвовала вместе с начальником особого отдела бригады «Дяди Коли» Владимиром Рудаком и другими партизанами, подпольщики столкнулись с провокацией. Владимир Рудак и партизаны погибли в схватке с врагом, а Боровскую взяли в плен, долго пытали, чтобы выяснить связь с партизанами, потом расстреляли, так и не добившись от нее интересующих сведений.

Смолевичанка Мария Шеремет через связную партизанской бригады «Смерть фашизму» Наталью Казак помогала партизанам получать продукты питания на немецком складе. Несколько раз такие операции прошли успешно. Но немцы заподозрили неладное, схватили девушку, но она никого не выдала. Фашисты расстреляли и Марию, и ее родителей, всю ее семью, которая жила в деревне Уборки.

Летом и осенью 1943 года комсомольцы, партизаны и подпольщики, провели несколько десятков собраний и бесед с местным населением, чтобы дезорганизовать хлеблпоставки населением оккупантам. В итоге сельчане урожай собирали, но прятали его и срывали поставки.

Комсомольская подпольная организация была создана и в Прилепском сельсовете. Секретарем ее стала Олимпиада Бондарчик, членами — Ольга Курильчик из деревни Каменка, Клава и Евгений Козловские из Смолевичей, Нина Гаравская из Кривой Березы и другие. Молодежь собиралась в избе Бондарчиков. Комсомольцы собирали на местах боев оружие, прятали его, чтобы потом передать в партизанские отряды. Также помогали красноармейцам, попавшим в окружение, обеспечивали их питанием и одеждой, переправляли к народным мстителям. На северной окраине Смолевичей немцы устроили лагерь военнопленных. Брат и сестра Козловские помогали узникам, чем могли. Многих удалось тайно вывести из лагеря и направить в партизанскую бригаду «Дяди Коли».

Участвовали комсомольцы и в диверсионных операциях. В первый год войны они сожгли мосты на гравийных дорогах Слобода – Острошицкий Городок и Смолевичи – Логойск, тем самым надолго задержав передвижение фашистских военных подразделений.

Не было покоя оккупантам на захваченной земле. Комсомольцы, молодежь Смолевиччины вносили свой посильный вклад в борьбу с захватчиками, в приближение Великой Победы и освобождение родного края, каждый раз подвергая себя смертельной опасности, рискуя своей жизнью и жизнью своих близких, своих земляков. Но воля к свободе – всегда сильнее всех преград.

Э.ПОТАПЧИК

(по материалам книги «Память»).

Фото из архива.