Завтра свой профессиональный праздник отметят железнодорожники.
К торжествам имеют отношение все работники железной дороги, вне зависимости от занимаемой должности, и вспомогательный персонал. Среди них проводники, машинисты, монтажники и ремонтники, их руководство, сотрудники вокзалов, трамвайных депо и метрополитенов. Праздник считают своим преподаватели и студенты профильных учебных заведений страны, а также их друзья, родственники, знакомые и близкие.
Железные дороги обеспечивают перевозку пассажиров и грузов на значительные расстояния в больших объемах. К ним относятся не только пути сообщения в виде полотна, но и инфраструктурные объекты, сооружения и конструкции, позволяющие функционировать этому виду транспорта.
Железнодорожники занимаются обеспечением движения транспорта по рельсовым путям. Они строят и поддерживают инфраструктуру. Чтобы быть причастным к профессии, необходимо закончить профильное учебное заведение. После выпуска из среднего специального образовательного учреждения можно стать машинистом, управляющим движением состава, проводником вагона, обслуживающим пассажиров, монтажником, проводящим ремонтно-строительные работы.
Регулирование процессов перевозок — более ответственный и престижный труд. К нему допускают выпускников ВУЗов. Они занимаются планированием графиков движения транспорта, его загрузкой, ремонтом и техническим обслуживанием подвижного состава, полотна и сооружений.
Именно по такому пути пошла Татьяна Александровна Червинская, заместитель начальника станции «Смолевичи». По примеру родителей, которые имеют самое непосредственное отношение к железной дороге, Татьяна выбрала для себя нелегкую и в какой-то степени не женскую профессию. На ее хрупких плечах — большой груз ответственности, который Татьяна Александровна преодолевает с присущей женщине легкостью. Как бы сложно не приходилось, она находит верное решение, знает, как поступить в той или иной ситуации и никогда не теряет самообладания.
— Я пришла в профессию очень просто — рассказывает Татьяна Александровна. — Мама и папа у меня железнодорожники. Папа — наладчик, а мама — дежурный по переезду. Поэтому когда наступило время определяться с выбором будущей профессии, родители сказали: «Пойдешь на железную дорогу». И я не сопротивлялась.
Окончив Оршанский колледж, девушка продолжила образование в Белорусском государственном университете транспорта (г. Гомель), где получила профессию по специальности «Управление движением на железнодорожном транспорте». Сразу работала на станции «Пруды» Минского отделения. Потом вышла замуж и переехала в Смолевичи. Профессию менять не собиралась, поэтому устроилась на работу здесь, по месту жительства. Несколько лет Татьяна Александровна работала разъездной. Была приписана к станции «Жодино».
— У меня был участок с Жодино до Озерищ, — рассказывает девушка. — За время работы бывала на всех станциях на данном участке. Благодаря этому хорошо знаю линию.
О том, что выбрала эту профессию, девушка не жалеет. Несмотря на то, что работа сложная, выполнять ее интересно. В прямые обязанности заместителя начальника станции входит планирование работы: сколько должны погрузить, сколько выгрузить, а также составление инструктажей по технике безопасности и по охране труда, технических распорядительных актов, инструкций и многое другое. Главное — за всем уследить и ничего не упустить из виду.
Станция «Смолевичи» — промежуточная, но работает почти как узловая. Татьяна Александровна отмечает:
— Это потому, что мы курируем работу станции «Шеметово». Сейчас туда идет большой грузопоток, связанный со строительством второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск, строительство которой планируется завершить в 2018 году. Грузовых составов идет много, и станции работают в режиме "час пик". Кроме того, именно в «Шеметово» происходит выгрузка нефтепродуктов РУП НАК «Белавиа». В мае-сентябре 2017 года, например, она составит 290 вагонов в месяц или 10 вагонов в сутки. За период январь — февраль 2017 на Шеметово выгружено 80 тысяч тонн щебня. Основной объем выгрузки ожидается до сентября 2017 года и составит порядка 93 тысяч тонн в месяц. Итого по станции "Шеметово" в пиковый период май — сентябрь выгрузка ожидается в объеме 2170 вагонов в месяц или 74 вагона в среднем в сутки. Станция «Смолевичи» — ЦУПО (центр управления перевозками). Мы отвечаем не только за «Шеметово», но и еще за «Городище». То есть, у нас получается угловой поток: на станцию «Смолевичи» приходят вагоны, мы их расформировываем, отправляем на станцию «Шеметово», на «Городище». Бывает, приходят вагоны, отцепляем и везем на «Красное Знамя» и на «Жодино». Но сейчас основная работа направлена на «Шеметово». На нас лежит большая ответственность. В сутки именно на станции «Шеметово» мы выгружаем около 110 вагонов.
Сегодня у станции "Смолевичи" 215 клиентов, которые пользуются услугами железной дороги на этом участке. И всем нужно уделить время, внимание, отправляя грузы вовремя, чтобы они не простаивали, а клиенты и железная дорога не теряли при этом деньги.
Не стоит забывать и о пассажирах. Тем более, что в летний период пассажиропоток увеличивается в разы. Так, по словам Татьяны Александровны, сейчас продается в среднем 2500 билетов в день в связи с приходом городских линий.
— Городскими линиями в летний период пользуется огромное количество пассажиров, — говорит Татьяна Александровна. — Несмотря на то, что билет здесь в два раза дороже, чем на электричке, эти линии предпочитают даже пенсионеры: ехать более комфортно, больше места, есть где поставить сумки. Только к концу сентября, когда с грядок убран последний урожай и дачники возвращаются в город, пассажиропоток слабеет.
Сегодня на станции работают 55 человек, это люди разных специальностей — билетные кассиры, товарные кассиры, приемосдатчики груза и багажа, составители, дежурные по станции. Много молодых специалистов. Есть и ветераны. С особой теплотой рассказывает Татьяна Александровна о ветеране труда Ольге Павловне Каминской. В этом году ей исполняется 80 лет. Много лет Ольга Павловна работала билетным кассиром на станции «Смолевичи». И сейчас помогает работникам станции, своей молодой смене, которая, случается, обращается к Ольге Павловне за советом и помощью. И она с удовольствием дает молодым специалистам дельные консультации.
(Начало на 2-й с.)
Что ни говори, а лето для железнодорожников тоже пора горячая. Часто в расписании транспорта "окна" возникают. Люди звонят, жалуются и не хотят понять, что железная дорога — такая же дорога, как и любая другая. Она тоже требует ремонта. И часто ее ремонт является продолжительным. Есть своя специфика.
А еще в городе существует проблема с переездом. Часто смолевичанам и гостям города приходится стоять у шлагбаума, ожидая проезда на ту сторону. И ждать иногда приходится довольно долго. И здесь страдают обе стороны: торопятся железнодорожники, которые делают свою работу, и теряют время автомобилисты, простаивая на переезде. И здесь железная дорога не может решить проблему.
— Если будет мост, — говорит Татьяна Александровна, — тогда удобно будет и автомобилистам, и железнодорожникам. А то ведь курьезные ситуации в связи с этим часто возникают. Случается, нетерпеливые водители врываются к дежурному по переезду и требуют поднять шлагбаум. А как быть, если составы идут потоком, через каждые 10 минут?
Профессиональный праздник смолевичские железнодорожники отмечают всем коллективом.
— У нас два корпоративных праздника: это Новый год и День железнодорожника, — рассказывает Татьяна Александровна. — В эти дни мы обязательно собираемся вместе. Кто-то, конечно, встречает праздничный день на рабочем месте. Но от этого праздник не становится менее значимым.
Для Татьяны Александровны этот праздник почти семейный. Его отмечают и родители девушки.
В День железнодорожника заместитель начальника станции желает всем сотрудникам и железнодорожникам крепкого здоровья, терпения и еще раз здоровья. Чтобы каждый новый день на работе был плодотворным и интересным.
Кроме того, стоит отметить, что 2017-й для железнодорожников юбилейный: в этом году Белорусской железной дороге исполняется 155 лет. И свой вклад в развитие отрасли вносят и наши — смолевичские — железнодорожники.
Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.
Фото А.ВОЛОДЬКО.
Информацию читайте в № 229-232 от 05.08.2017 г.