Служба сбыта готовой продукции, с приобретением своего рыночного лица и нового, иностранного имени – маркетинг, на предприятиях приобрела важное значение. Особенно в последнее время, в условиях кризисных явлений. Это утверждение равно верно и для большой индустрии (в нашем регионе - для ПО «Белорусский автомобильный завод», РУП «Кузнечный завод тяжелых штамповок», ОАО «Свiтанак»), и для малых перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса района. В том числе и для Смолевичского молочного завода. Мало произвести продукцию – надо ее еще и продать. Продать так, чтобы и предприятие в накладе не осталось, и покупатели были довольны ценой и качеством приобретенного. И хотя на это, в конечном итоге, направлены усилия всего коллектива молочного завода, все же на острие сбытовой работы находятся товаровед отдела сбыта Наталья Ивановна Масловская и специалист по продаже молочной продукции Елена Федоровна Веселова, которые и помогали автору в написании этого материала.
ПОТЕРЯЛИ ФИРМЕННОСТЬ. НУ И ЧТО?
Совсем рядом с молочным заводом находится магазин «Фантазия». Изначально он задумывался как магазин фирменной торговли: завод с пылу-жару должен был подавать на прилавок свою молочную продукцию, а покупатели, как предполагалось, прельщенные свежестью товара и сравнительно низкими ценами, стоять в очереди за покупками. И все, практически, так и есть: и свежая продукция, и сравнительно низкие цены, и покупатели… Нет только очередей, и нет фирменной торговли. И мы попытаемся доказать, что отсутствие всего этого - отнюдь не потеря для предприятия, а реализация условий гибкой экономической политики. «Не сотвори себе кумира…», - требовали древние философы. А погоня за «фирменностью» подчас напоминает сотворение этого самого «кумира».
Свою фирменность они потеряли сравнительно недавно. Дело в том, что по положению о фирменной торговли процент собственного для предприятия товара в магазине должен составлять не менее 50, и торговая площадь не менее 100 квадратных метров. Для крупных предприятий, выпускающих дорогостоящую, пользующуюся повышенным спросом продукцию и имеющих свои большие магазины, это условие – не проблема. Для сравнительно же небольшого молочного завода, с его небольшим же магазином, торгующим, скажем прямо, товаром сравнительно узкого ассортимента, это уже искусственное сдерживание возможностей торговой точки. Можно, конечно же, завалить прилавки сырками, сырами, сметаной и так далее, чтобы занять торговые площади. Но будет ли это рационально? Ведь сегодня даже небольшой витрины в «Фантазии» с выкладкой продукции собственно молочного завода, при минимуме требований, хватает, чтобы ее, продукцию и представить покупателям, и успешно реализовать. Последнее - при хорошей работе продавцов. (Хотя, не лукавя, скажем, что все же ощущение стесненности, в которой нынче находится молочный товар, имеет место быть. В любом случае, «Фантазия» - магазин завода, магазин для заводской продукции, и ей в выкладке надо было бы дать больше простора, воздуха, фантазии. Впрочем, все это - решаемые вопросы). Но зато, включив в торговый оборот различного рода сопутствующий товар – бакалею, рыбу, мясные продукты и полуфабрикаты - и тем самым существенно расширив общий ассортимент, предприятие повысило и коэффициент полезного действия торговой точки, зарабатывая на этом деньги. Месячный товарооборот в 75-80 миллионов рублей для магазина такого типа (к тому же находящегося не в самом оживленном месте) - вполне приемлемый вариант. К этому добавим, что, даже потеряв фирменность, магазин сумел в сопоставимом объеме увеличить товарооборот до 130,4 процента. Учтем и то, что все это в условиях возросшего предложения аналогичной продукции со стороны конкурентов, как из столицы, так и с периферии, где также ищут пути реализации своей продукции. И это для нас, покупателей, хорошо.
На снимке: работницы магазина "Фантазия" старший продавец Светлана Петровна Стук и продавец Татьяна Владимировна Курневич.
Фото А.ВОЛОДЬКО.
Подробную информацию читайте в номере 264-267 от 21.11.2009.