Немецкие оккупанты и их пособники 22 марта 1943 года стерли с лица земли деревню Хатынь. Сгорев заживо, лютую смерть приняли 149 безвинных жертв, среди которых более половины были дети.

Трагедия Хатыни – не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к населению Беларуси. Страшную судьбу уничтожения вместе с Хатынью разделили свыше 9 000 сел и деревень Беларуси. Некоторые из них, сожженные вместе с людьми, как и Хатынь, после войны уже не возродились.

Так, 22 марта, учащиеся городских школ и районной гимназии собрались в актовом зале Смолевичского районного Центра культуры и народного творчества, где выступил прокурор Смолевичского района Владимир Небосько.

– В период войны в Беларуси функционировало свыше 400 мест принудительного содержания гражданского населения, 260 лагерей смерти и 170 гетто, в которых уничтожено не менее 1,4 миллиона человек, — отметил Владимир Владимирович.

В апреле 2021 года Генеральной прокуратурой принято решение о возбуждении уголовного дела по ст.127 УК Республики Беларусь по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Для расследования уголовного дела создана прокурорско-следственная группа. Научное сопровождение расследования осуществляет специально созданная группа из ученых-историков, специализирующихся на изучении периода Великой Отечественной войны. Проводится кропотливая работа с архивными данными.

По уголовному делу допрошено более 3 тысяч узников нацистских лагерей. По свидетельствам очевидцев, люди содержались в дощатых бараках в отсутствие каких-либо гигиенических условий. Зимой многие умирали от переохлаждения и болезней. За малейшее нарушение режима, а зачастую и беспричинно, применялось насилие – избивали резиновыми палками, плетками с металлическими наконечниками. При очень скудном питании работать приходилось по 12-14 часов, умерших сжигали в печах, после чего пеплом удобряли поля.

– Расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, несомненно, является данью памяти погибшим, безвинно уничтоженным гражданам нашей страны. Но, одновременно, нацелено на обеспечение соблюдения принципов неотвратимости ответственности, восстановления исторической и социальной общности, служит реализации антифашистского принципа: «Никогда больше!», – подвел итог своего выступления Владимир Небосько. После чего учащимся был показан тематический видеоролик.

Такие же мероприятия в этот день провели старший помощник прокурора Дарья Винниченко — в УО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей», помощник прокурора Мария Винтовкина — в Заболотской средней школе и помощник прокурора Иван Амельченко — в Плисской средней школе имени В.А.Микулича.

Трагическая история белорусской деревни Хатынь, к тому времени уже полтора года находившейся в зоне немецкой оккупации, началась 21 марта 1943 года, когда в ней заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. Утром, 22 марта, группа партизан специально повредила линию связи фашистов. На ликвидацию повреждения отправилось подразделение 118-го полицейского охранного батальона. Здесь полицаи угодили в партизанскую засаду, среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вельке, который, несмотря на сравнительно невысокий чин, был хорошо известен Гитлеру и пользовался его особым покровительством.

Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни.

Все население Хатыни от мала до велика – стариков, женщин, детей выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулеметов, автоматов и винтовок. Стрельба прекратилась лишь тогда, когда затихли крики и стоны, и пока не обвалилась крыша сарая.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них – 75 детей младше 16 лет.

Ольга ТАРАСЕВИЧ.

Фото автора.