Жительница Нижнего Новгорода Анастасия Фуфлыгина долгие годы искала своего двоюродного прадедушку, который в июне 1941 года пропал без вести. Девушка полагает, что он захоронен в братской могиле в деревне Волма.
Анастасия обратилась с просьбой сфотографировать его место захоронения, чтобы знать, где нашел свой последний приют ее родственник.
Приводим историю поиска прадеда Анастасии Фуфлыгиной:
«Перед каждым Днем Победы, просматривая телеканалы, мне на глаза попался репортаж о проекте Министерства обороны РФ «Дорога памяти», где каждый человек мог написать историю своего родственника-фронтовика. Я всегда знала о фронтовой истории своего прадеда и, в первую очередь, решила написать о нем…
Мой двоюродный прадед – родной брат моей прабабушки Иван Иванович Галкин пропал без вести. Свой поисковый путь я начала с семейного альбома и рассказов бабушки. Сначала я начала разглядывать каждую его фотографию, в надежде увидеть хоть что-то, за что можно уцепиться, и это мне удалось. На каждой фотографии сзади имелись подписи, благодаря которым мне удалось узнать, что он был курсантом Бобруйского военно-тракторного училища и окончил его 10 июня 1941 года, также удалось разглядеть петлицы, указывающие на его звание, полученное им в процессе учебы.
Затем я обратилась к сайтам «Мемориал» и «Память народа», но все оказалось тщетно. На тот момент никакой информации о моем двоюродном прадеде на этих сайтах не было. Решив не сдаваться, я начала делать запросы в военкомат по месту призыва (месту рождения). Узнав, что свою службу он проходил в Республике Беларусь, я сделала запросы в Министерство обороны этой страны, в районы города Бобруйска, где он учился, а также поисковикам. Параллельно я постоянно читала какую-то информацию о боях в тех районах, где мог бы находиться мой прадед, и обязательно записывала себе какие-то заметки. Так у меня с каждым днем находилось все больше информации и версий, где он мог погибнуть и при каких обстоятельствах. Однако в один момент все, что я нашла, оказалось неверным.
В один из дней я зашла на сайт «Память народа» чтобы проверить, а вдруг все-таки там появилась его архивная анкета, и не ошиблась. Оказалось, что архивные анкеты офицерского состава были по непонятным причинам засекречены. В итоге мне удалось узнать, что на конец июня 1941 года он уже был старшим лейтенантом, и после училища его успели распределить в 161 стрелковую дивизию 477 стрелковый полк, где он был назначен командиром взвода. Тогда уже я начала искать информацию об этой дивизии, и где конкретно проходили бои в июне и июле 1941 года. И знаете, тут, наверное, сама судьба стала помогать мне, ведь на глаза мне попалась книга «161 Могилевская в числе первых советских гвардейцев», в которой были собраны воспоминания ветеранов дивизии и различные документы из Центрального архива РФ. Я стала изучать эту книгу и, читая 83 страницу, не могла поверить своим глазам, ведь там в своих воспоминаниях политрук 1 роты, 3-го батальона 477 стрелкового полка описывает бой, в котором указывает фамилию моего прадеда, и как он погиб: «Мы остановились на дневной отдых, заняли оборону, окопались. Эсэсовцы открыли по нам ураганный огонь из минометов и стрелкового оружия. В первом взводе взрывом мины был убит расчет ручного пулемета, и за пулемет лег командир взвода лейтенант Галкин. Метким огнем он уничтожил более двадцати эсэсовцев, но и сам погиб от пули снайпера. Родом он был из Горьковской области». После прочтения этих воспоминаний у меня не осталось сомнений, что эти слова про моего прадеда. Но все же мое дело не было законченным, ведь мне так и не удалось его найти, и я начала искать дальше.
Вы не поверите, но и тут мне повезло…
В процессе поиска я познакомилась с женщиной, она работает учителем в одной из школ Республики Беларусь, а свободное время вместе со своими учениками участвует в поисках солдат. В этот раз она тоже не прошла мимо и решила помогать мне с поиском моего прадеда. Вместе с ней мы стали писать в краеведческий музей города Могилева, куда поисковики всегда передают найденную информацию. Из их ответа нам удалось узнать, что в своих воспоминаниях Трофим Иванович Котляров рассказывает нам про бой, который проходил 30 июня 1941 года, а также, помимо этого, мы узнали, когда проходил бой. Нам были высланы карты, где конкретно на 30 июня 1941 года находился 477 стрелковый полк. Сравнив, присланные карты 1941 года с современными, узнали, что последним местом боя моего прадеда оказалась деревня Волма Смолевичского района Минской области.
Для того, чтобы узнать имеются ли в этой деревне солдатские захоронения или проводились ли там поисковые работы, я стала писать в районный исполнительный комитет Смолевичского района. Оттуда мне пришел ответ, что поисковые работы в деревне Волма не проходили, но на месте боя сейчас находится детский лагерь, рядом с которым имеется братское захоронение, где похоронены 83 неизвестных солдата. Сверив всю информацию, у меня не осталось никаких сомнений, что в этом захоронении покоится мой двоюродный прадед. Так спустя 79 лет мой прадед Иван Иванович Галкин вернулся с войны.
Знаете, в конце я бы хотела сказать всем, кто ищет своих родственников, не стесняйтесь писать людям и спрашивать у них совет или же просить помощи. Пишите, обращайте внимание на каждую деталь, не опускайте руки, если у вас что-то не получается, помните, что кроме нас никто не сможет восстановить память о своих героях!»
Действительно, информации по данному месту захоронения очень мало. Братская могила находится на восточной окраине деревни Волма. Всего там захоронено 83 солдата и только о двух из них есть небольшая информация. Красноармеец Иван Маркович Меганский и ефрейтор Николай Сергеевич Могильный, 1924 г.р., погибли 5 июля 1944 года. Об остальных ничего не известно.
Хотелось бы обратиться к жителям нашего района, если у вас есть какая-либо информация о судьбе солдат и партизан, которые освобождали наш район в июле 1945 года и погибли в районе деревни Волма, просьба написать нам на электронный адрес: или по почте на адрес редакции: г.Смолевичи, ул.Советская, 132 А, инд.222201.
Наталья СТОЦКАЯ.
Фото автора и из архива Анастасии Фуфлыгиной.