ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА
Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования правового механизма пересмотра судебных постановлений» закрепляется возможность пересмотра в порядке надзора постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь по гражданским и уголовным делам.
Конституционный Суд Республики Беларусь 7 июля 2011 года рассмотрел в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования правового механизма пересмотра судебных постановлений» и признал его соответствующим Конституции Республики Беларусь.
В решении Конституционный Суд отметил, что Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Наделение в соответствие с указанным Законом Пленума Верховного Суда полномочиями по рассмотрению в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских и уголовных дел учитывает правовую природу Верховного Суда как одного из высших органов судебной власти в Республике Беларусь, выполняющего свою основную функцию по осуществлению правосудия путем рассмотрения дел.
Кроме того, принятие Пленумом Верховного Суда окончательного решения о законности и обоснованности судебных постановлений направлено на реализацию статьи 61 Конституции, предусматривающей, что каждый в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, вправе обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Наделение исключительным правом на принесение протестов в Пленум Верховного Суда Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Генерального прокурора Республики Беларусь, по мнению Конституционного Суда, соответствует правовой природе их полномочий и согласуется с Конституцией.
Указанным Законом внесены изменения в некоторые другие нормы, регулирующие надзорное производство по гражданским и уголовным делам. В частности, в статье 445 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, закрепляющей обязательное участие прокурора в рассмотрении дела в порядке судебного надзора, реализованы положения статьи 125 Конституции, согласно которым конституционные полномочия прокуратуры включают осуществление надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Ранее прокурор был вправе, но не обязан, принимать участие в рассмотрении гражданского дела в порядке судебного надзора.
Таким образом, целью надзорного производства является исправление ошибок, допущенных нижестоящими судами. Данный вид производства соответствует назначению гражданского процессуального законодательства в части защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, а также уголовного процесса по обеспечению правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовный ответственности и осужден.
Ирина ФЕДОРОВА,главный специалист (помощник судьи) Конституционного Суда Республики Беларусь.
Информацию читайте в номере 248 – 249 от 26.10.2011 г.