Как театр начинается с вешалки, так и знакомство многих путешествующих с той или иной страной начинается с объектов придорожного сервиса. По ним судят о многом. Именно они, придорожные кафе, гостиницы, зоны отдыха являются, в некотором роде, «визитной карточкой» нашей страны. От того, насколько качественно они оказывают услуги, складывается мнение о белорусском гостеприимстве, о сервисе… «Здесь может быть ваш объект придорожного сервиса» — призывают рекламные щиты, установленные у крупных автодорог. Однако «рискуют» заниматься этим бизнесом немногие. Потому что не только открыть, но и поставить на ноги такой бизнес — задача не из легких, требующая не только финансовых средств, но и большого энтузиазма, самоотдачи, опыта.
В нашем районе среди тех, кто построил свой бизнес «у дороги», — семья Хвойнацких. Им принадлежит довольно популярный объект мини-сервиса «Сытый путник». О работе своего комплекса нам согласилась рассказать его владелица.
«НАЧИНАЛИ БУКВАЛЬНО С НУЛЯ…»
— У нас — семейный бизнес, — сразу после знакомства отмечает Елена Феликсовна Хвойнацкая, владелица объекта придорожного мини-сервиса «Сытый путник». — Начинали мы его в 1993 году. Тогда на месте всего, что вы видите сейчас (современное здание, парковка, уютное кафе, гостиничный комплекс, комфортная зона отдыха, баня и др. — от авт.) стоял обычный павильон на колесах. Развивался наш бизнес непросто, однако мы были молоды и трудностей не боялись…
Тогда все, что могли предложить своим клиентам будущие владельцы «Сытого путника», — сосиски, шашлык, кофе, салат…
Однако время само подсказывает новые веяния, новые тенденции. Слабых — убирает, а более сильных — проверяет на прочность, подталкивает к динамике, зовет идти вперед, не отставая…
Не исключением стали и Елена и Александр Хвойнацкие: в 1996 году на месте вышеупомянутого павильона на 391 километре автодороги Брест-Минск- граница Росиийской Федерации выросло кафе «Сытый путник», а впоследствии и целый комплекс, где можно и поесть, и отдохнуть, и освежиться. И по сей день его хозяева вкладывают в свое заведение и душу, и время, и деньги: постоянно экспериментируют, что-то достраивают, расширяют, совершенствуют…
— Конечно, трудности были — говорит Елена Феликсовна. — Самим приходилось все постигать, всему учиться. Начинали все буквально с нуля. В том числе, это касается и стройки. Кафе выросло, можно сказать, на пустыре: здесь не было ни водопровода, ни канализации, ни электричества. Все приходилось проводить самим… Сейчас «Сытый путник» — не только кафе на 90 посадочных мест, в котором можно вкусно поесть, но и две гостиницы с номерами эконом-класса и повышенной комфортности, паркинг, зона отдыха, летняя беседка, баня, душ и др.
— Работая в этом бизнесе, нужно быть динамичными, — продолжает Елена Феликсовна. — Ведь определенного стандарта, каким именно должен быть объект придорожного сервиса, нет. Конечно, это не касается ведения документов. Но нигде не учат, что должно вмещать в себя само понятие «придорожный сервис». Учиться быть образцом в этом бизнесе — не у кого, поэтому мы, как первопроходцы: что-то придумываем, планируем сами, что-то перенимаем у других. Например, наше меню не только написано на нескольких языках, но и сфотографировано: то есть клиент может не только прочитать, из чего блюдо изготовлено, но и увидеть, как все это выглядит. Такой способ оформления меню впервые я увидела в Лондоне: в кафе прямо на стеклах витрин вывешены блюда, которые можно заказать в этом заведении. Ну и, согласитесь, «вслепую» заказывать незнакомое блюдо многие побоятся, а ведь под незнакомым названием может быть вполне знакомое блюдо. Многие, кто заглядывает к нам впервые, не верят, что именно наши блюда сфотографированы в меню. Думают, что картинки взяты из Интернета. Но потом, когда видят свой заказ, сомнения, конечно, улетучиваются.
«САМОЕ ВКУСНОЕ У НАС ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС»
— Сколько блюд на выбор вы предлагаете своим клиентам ежедневно?
— Как правило, в меню пять первых блюд, плюс летом к ним добавляется холодник, больше двадцати пяти видов мясных блюд и более пяти гарниров на выбор. Работают у нас повара 3-5 квалификационных категорий. На проведении банкетов мы не специализируемся, наша цель — вкусно покормить всех, кто заглянул к нам. И обслужить человека так, чтобы он непременно захотел посетить нас еще и еще.
— «Сытый путник» — название многообещающее…
— Над ним мы думали очень долго. Помните высказывание из детского мультфильма про капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Вот и нам хотелось дать объекту такое название, которое отражало бы его сущность, было подходящим, благозвучным. Ведь что в первую очередь хочет путешественник от объекта придорожного сервиса? Конечно, покушать. И основная наша задача — накормить его. Накормить быстро, качественно, вкусно, недорого. Поэтому в нашем меню в основном — привычные, «домашние» блюда. Очень нравятся нашим посетителям драники, борщ и др. Некоторые говорят, что лучше, вкуснее, чем дома, поел. Для нас это высокая оценка работы. Кроме этого, у нас введена и такая услуга, как заказ по телефону: например, клиент, который знает, что будет проезжать мимо нашего заведения через какой-то определенный промежуток времени, может позвонить и заказать обед, который приготовят к его приезду.
«Сытый путник» — само название гласит о том, что тут вы можете хорошо поесть. Об этом говорит и один из наших слоганов: самое вкусное у нас только для вас.
«ТРАССА — ЖИВОЙ МЕХАНИЗМ»
— Елена Феликсовна, как много людей посещает ваше заведение?
— Трасса непредсказуема. Может быть и полный штиль, в зале будут обедать два-четыре человека. А буквально через пару часов — полный зал, люди ищут место, где присесть. Мы располагаемся буквально у дороги, и, конечно, многое зависит от ее «заполненности». А дорога — как живой механизм. Например, если на границе очередь, значит, будет тихо. Затем, когда эта очередь начнет двигаться динамичнее — большее количество людей заедет в наше заведение. Опять же, водители останавливаются у нас, когда у них время перерыва в движении. Кроме этого, «активна» трасса и во время отпусков, длительных выходных…
— Есть ли постоянные клиенты, те, которые приезжают уже давно?
— Безусловно. Есть люди, которые останавливаются у нас много лет. И уже стали добрыми друзьями нашего заведения. Мы не только здороваемся, но и знаем, как зовут большинство наших клиентов, изучили их вкусы и предпочтения. Радуемся вместе с ними, когда узнаем, например, что кто-то женился, кто-то женил сына или выдал замуж дочь, что у них появились дети, внуки... Ведь мы все люди, и когда у человека случается радость — этим хочется поделиться. Такое доверие к нашему заведению, к людям, которые здесь работают, не может не импонировать.
— Много ли иностранцев останавливается у вас?
— Очень много россиян. Они, кстати, очень довольны тем, что у нас, в Беларуси, есть такие объекты придорожного сервиса, где можно вкусно и недорого поесть, хорошо отдохнуть. Очень многие благодарят, говорят, что не ожидали такого качественного обслуживания от придорожного сервиса. Кроме того, у нас останавливается и много иностранных туристов…
КНИГА ВТОРАЯ. ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
— Елена Феликсовна, расскажите о своих работниках?
— Наш коллектив — сплоченная команда людей, единомышленников, которые всегда придут друг другу на выручку. В таком заведении, как наше, для успешной работы очень важны хорошие дружеские отношения в коллективе, корпоративный дух. У нас работают замечательные девочки — бармен-администратор Инна Анатольевна Шкурко, второй бармен Наталья Анатольевна Молосай, повара Людмила Викторовна Мазго, Ольга Викторовна Волосевич и другие.
О том, что команда здесь работает дружная, добросовестно выполняющая свою работу, свидетельствует и тот факт, что книгу замечаний и предложений пришлось заменить по той причине, что в предыдущей уже не было свободной странички: она пестрела благодарностями, положительными оценками деятельности кафе.
— Хорошо, новую потолще выдали, — смеется Елена Феликсовна. — Бывает, придет новый клиент, голодный, раздраженный. Что-то и ему не понравится, что-то начнет раздражать. Потребует книгу замечаний. Мы его покормим, он отдохнет, расслабится. В итоге — вместо замечания раздраженного и уставшего человека мы получаем достойную оценку нашей работы от благодарного клиента.
— А существует ли конкуренция между объектами придорожного сервиса?
— Все хозяева объектов придорожного сервиса — помощники, а не конкуренты. Мы приходим друг другу на выручку, перенимаем положительный опыт, советуем, делимся информацией, опытом, нововведениями… Это касается и близлежащих к нам объектов сервиса, и даже хозяев тех заведений, которые находятся не то что подальше, но и даже в другой стране. Когда путешествуем или бываем в деловых поездках, мы с мужем часто заглядываем в различные придорожные кафе и другие объекты: чтобы посмотреть, как те или иные вопросы решаются у других. Так же навещают и нас. Большинство владельцев объектов придорожного сервиса лояльно, по-дружески относятся друг к другу, охотно делятся своими наработками.
«ВРЕМЯ ДИКТУЕТ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ»
— Ваша семья является владельцем объекта придорожного сервиса более 16 лет. Сейчас, кроме кафе, у вас есть гостиница, баня… Вы оказываете большее количество услуг, чем раньше. Это обусловлено повышенными требованиями людей к заведениям, подобным вашему?
— Люди путешествующие, занимающиеся перевозками грузов, нуждаются в отдыхе. Мы совершенствуемся и в этом направлении: время диктует нам новые условия и требования. У нас можно не только принять душ, помыться в бане, но и переночевать: как уже упоминалось, мы имеем две гостиницы. Наша стоянка вмещает 5 большегрузных машин или 15 легковых. В жаркое время можно отдохнуть у импровизированного водоема, в летней беседке. Не так давно мы открыли вторую гостиницу с номерами повышенной комфортности, каждый из таких номеров оснащен собственным санузлом. В общем, стараемся сделать отдых у нас комфортным и разноплановым, таким, какой был бы по карману людям с различным достатком.
А к самому придорожному сервису отношение изменилось во многом. И, в первую очередь, поменялось отношение к придорожным кафе. Если раньше посетителям достаточно было одноразовой посуды, то сейчас хотят кушать из обычной, пользоваться ножом и вилкой. Более требовательны к выбору блюд. В общем, хотят покушать, «как в ресторане». Другие требования и к отдыху, к месту, где можно переночевать. Чтобы не потерять клиентов, нам приходится быть динамичными, гибкими, меняться вместе с ними, вместе с новыми требованиями и веяниями. Ведь мы не городское кафе, где поток посетителей более-менее равномерный, постоянный. Для нас важно, чтобы был удобный подъезд к кафе, важно оказать свои услуги так, чтобы человек, который впервые заглянул к нам, остался доволен, уехал от нас не только сытым, отдохнувшим, но и в хорошем расположении духа. И в следующий раз, проезжая по нашей трассе, ему захотелось бы заехать именно к нам.
Работать в сфере общественного питания всегда непросто. Нас поддерживает местная власть. Проще стало работать и с поставщиками: если раньше приходилось многие продукты в буквальном смысле «выбивать», то теперь практически все заказы осуществляются с доставкой прямо к нам в кафе: например, те же хлебобулочные изделия привозят каждый день.
— Для того, чтобы заведение, подобное вашему, успешно работало, необходимо…
— Работать здесь буквально сутки напролет. Нужно гореть этим делом, любить его. Несмотря на то, что многие думают, что придорожный сервис — дело необычайно выгодное, этот бизнес не приносит быстрой прибыли, а вложить в него нужно достаточно много и средств, и собственных сил. Ведь нужно построить само здание и обустроить его. Для того, чтобы наше заведение выглядело достойно, мы пользовались и услугами дизайнеров, и художников, которые расписывали стены, потолок в гостинице и кафе. Много времени отнимает и обустройство комнат гостиницы. Кстати, новая мебель в номерах — белорусского производства, изготовлена в Мозыре. Глядя на нее, еще раз убеждаешься, что в Беларуси умеют делать хорошие вещи…
От своей работы, от своего дела нужно получать удовольствие, вдохновение, черпать энергию. Ей нужно «гореть». Только дело любимое, выпестованное, такое, в которое вкладываешь душу, в котором растворяешься, будет процветать. Считаю, что если не любить то, чем занимаешься, если преследовать только какие-то меркантильные интересы, не только придорожным сервисом, но и любым другим делом не стоит и начинать заниматься…
Сегодня многие сетуют, что в Беларуси мало мест на автодорогах, где можно хорошо покушать, отдохнуть. Но ведь то, что заведений не много, не значит, что обслуживание в них ведется не на должном уровне. Для того, чтобы убедиться в правдивости этих слов, загляните в кафе «Сытый путник». Хотя бы для того, чтобы выпить кофе.
Ольга ЦЫБУЛЬКО.
На снимках: "Сытый путник".
Информацию читайте в номере 115 – 116 от 23.05.2012 г.