Обычно так бывает, что основам рукоделия внучек учат бабушки. Но, в случае Людмилы Алексеевны Заливако, все произошло с точностью до наоборот. Когда вышивкой начали заниматься ее меньшие внучки Лида и Саша, глядя на них, Людмила Алексеевна проявила желание взять в руки иголку и попробовать вышивать самой. Сразу вспомнились детские годы, когда мама учила ее вышивать гладью, но тогда заниматься этим девочке совсем не хотелось. В то время она пробовала и вязать, все получалось, но и к этому занятию не лежала душа. К слову, бабушка Людмилы Алексеевны была знатной рукодельницей: хорошо ткала, пряла, шила и вышивала.
Обычно так бывает, что основам рукоделия внучек учат бабушки. Но, в случае Людмилы Алексеевны Заливако, все произошло с точностью до наоборот. Когда вышивкой начали заниматься ее меньшие внучки Лида и Саша, глядя на них, Людмила Алексеевна проявила желание взять в руки иголку и попробовать вышивать самой. Сразу вспомнились детские годы, когда мама учила ее вышивать гладью, но тогда заниматься этим девочке совсем не хотелось. В то время она пробовала и вязать, все получалось, но и к этому занятию не лежала душа. К слову, бабушка Людмилы Алексеевны была знатной рукодельницей: хорошо ткала, пряла, шила и вышивала.
Все в жизни Людмилы Алексеевны поменялось лет десять-двенадцать назад, когда она поехала отдыхать в санаторий в Трусковце. Там она познакомилась с женщиной, которая, действительно, была мастерицей по вышивке крестиком, расшивала свадебные платья, сорочки, рубахи, рушники. Во время отдыха Елена Ивановна Куделко предложила Людмиле Алексеевне научить ее вышивать, показала несколько штрихов и дала ткань, чтобы та вышила салфетку. С первого раза белорусская мастерица смогла удивить свою наставницу. Она призналась, что таких талантливых учеников у нее еще не было, и дала Людмиле Заливако наказ – никому не отдавать салфетку. Зеленоборская мастерица решила сдержать обещание и подарить свою первую работу старшей внучке, когда та будет выходить замуж.
Елена Ивановна Куделко – историк, очень много знает о создании обрядовых рушников, свадебных, при рождении детей, отправке сыновей в армию. Своим творчеством она настолько увлекла Людмилу Алексеевну, что та, по возвращении домой приобрела много литературы по вышивке и занялась ее изучением. Особое внимание уделила вышивке, которая была распространена в Минской и Могилевской областях. Теперь мастерица знает все об обрядовых рушниках, в какой ситуации они могут применяться, также досконально изучила значение вышиваемых элементов.
К ней постоянно обращаются люди с просьбой вышить рушник на свадьбу. За все время Людмила Алексеевна сделала их более ста. Один такой рушник вышивается неделю. Вышивала подобные рушники и дарила их она всегда с удовольствием, с наилучшими пожеланиями молодым. «Хочется, чтобы у молодежи все это было, – говорит мастерица,
– чтобы они чтили традиции, уважали свое прошлое, чтобы рушники оберегали их семью». Подобные рушники есть у многих из нас. Но не каждый знает, что означают те или иные элементы и образы. Так, к примеру, мак означает благополучие и семейный достаток, вышитая роза символизирует любовь и надежду, лилия – нежность, взаимопонимание и откровение, притяжение друг к другу. У каждого элемента свое значение, многие складываются из ромбических фигур, обозначающих, в свою очередь, восход солнца, плодородие земли. Это же касается и цветового исполнения. В Беларуси в вышивке используют красный и черный цвета. Людмила Алексеевна черный цвет старается не использовать и вместо него берет коричневый. Эти цвета означают дыхание, плодородие земли. Красный цвет символизирует солнце. Среди вышитых элементов на свадебных рушниках Людмилы Алексеевны есть символ веры, дубовые листья и желуди, которые символизируют мужскую силу, виноградные гроздья и листья – становление человека в семейной жизни, его духовный рост, розы – любовь и благополучие, птицы – пару, единение. Стоит знать, что рушники, на которых вышиты птицы или обручальные кольца с цветами, никогда не кладут молодым под ноги. Ими встречают молодых.
Дома у мастерицы тоже много рушников: пасхальные, обереговые, которые защищают жилье, те, которые покрывают образа. Есть у Людмилы Алексеевны икона «Святая Троица», которую она вышила своими руками всего за месяц.
О вышивке судят по ее изнанке. Глядя на рушники Людмилы Алексеевны, очевидно, что все выполнено безукоризненно. А как может быть иначе, если человек к своему увлечению относится с большой любовью. То, что она делает, ей приносит удовольствие, покой, удовлетворение. Сейчас из-за проблем со здоровьем Людмила Алексеевна вышивает все меньше. А раньше, как только появлялось желание, с удовольствием брала в руки иголку и садилась вышивать. Этот процесс настолько затягивал, что мастерица за работой могла просидеть восемь часов к ряду.
Рушники мастерицы ценны тем, что вышивает она их по канве, не используя готовых схем. Безусловно, что-то может подсмотреть и понравившийся элемент «перенести» себе на ткань, но в основном образы придумывает сама. А еще, в ее работах нет ни единого узелка. Нитки в своем творчестве Людмила Алексеевна использует полушерстяные, поскольку они не красят, покупает их на Украине, таких у нас она просто не видела. Нитки мулине не использует, признается, что они не приносят должного эффекта.
Сегодня Людмила Алексеевна мечтает оставить своим внукам, которых у нее пятеро, рушники, вышитые своими руками. Первый рушник будет для внучки Лизы, которая, как и бабушка, хорошо рисует, уже заканчивает архитектурно-строительный колледж, будет учиться дальше. А дальше рушники с белорусским орнаментом получит внук Ванечка, которому уже шестнадцать, и ребята помладше. Мастерица уверена, что рушники, вышитые с любовью руками бабушки, обязательно принесут им семейное счастье и благополучие.
Наталья ОРЛОВСКАЯ.
Фото автора.
Информацию читайте в № 225-228 от 02.08.2017 г.