Недавно
в городском Доме культуры состоялось открытие выставки объемного текстиля по
итогам III Республиканского пленэра текстильной скульптуры «Снежное лето». Если
первые два пленэра проходили в уютном дворике Дворца искусств города Минска, то
нынешний творческий «слет» мастеров текстильного искусства принимала
смолевичская земля. Данный пленэр стал очередным подтверждением тому, что
желание творить вместе, общаться,
готовиться к выставкам, обсуждать оригинальные текстильные идеи среди
мастеров белорусского гобелена и других современных техник работы с тканью не
угасает и сегодня.
Недавно в городском Доме культуры состоялось открытие выставки объемного текстиля по итогам III Республиканского пленэра текстильной скульптуры «Снежное лето». Если первые два пленэра проходили в уютном дворике Дворца искусств города Минска, то нынешний творческий «слет» мастеров текстильного искусства принимала смолевичская земля. Данный пленэр стал очередным подтверждением тому, что желание творить вместе, общаться, готовиться к выставкам, обсуждать оригинальные текстильные идеи среди мастеров белорусского гобелена и других современных техник работы с тканью не угасает и сегодня.
Основной целью данного пленэра было возрождение и развитие лучших традиций народного творчества, популяризация достижений национальной культуры и обогащения духовного мира населения историческим наследием белорусского народа.
Белорусский текстиль имеет глубокие корни. Традиционно гобелен, шпалера, текстиль считались «пристенным» искусством. А сегодня мастера текстиля решили «вывести» текстильные композиции в большое трехмерное пространство. И вот уже три пленэра подряд художники совершают светлые и творческие открытия, создавая удивительные скульптуры разнообразных художественных форм. Так, на экспозиции можно было увидеть как плоскостные, так и объемные формы текстиля, выполненные с помощью разных материалов: льна, пластмассы, картона, оргстекла, полимеров. Третья выставка, как и две предыдущие, была овеяна свежими идеями и новаторскими решениями. Рядом с привычными формами текстиля были работы, которые представляют творческий эксперимент с формой, цветом и материалом. Скульптуры как объемные застывшие мгновения отражали все многообразие нашей жизни, включали самые разные стилевые, тематические и видовые аспекты.
К примеру, несколько работ были посвящены актуальной на данный момент уборочной кампании. Так, зрители выставки смогли увидеть композицию «Сноп», выполненную при помощи ручного ткачества. Вызвала восхищение композиция «Что посеешь…», в основе которой лежал пшеничный колос, выполненный в технике валяния и увеличенный в размерах во много раз. Своей монументальностью он словно подтверждает всю значимость уборочной страды для нашей страны. При создании колоса автор Вероника Богачева использовала шерсть, шелк, нить, из техник – мокрое валяние, обкрутка и вышивка.
Выставка текстильной скульптуры была весьма необычна, и не только по своему названию. Первые пленэры объемного текстиля носили названия «Метафоры и метаморфозы» и «Игры с дождем», и в этот раз от названия также веяло чем-то необычным, волшебным, вдохновленным. Как призналась автор идеи пленэра, куратор выставки Лариса Финкельштейн, участники пленэра старались творить, придерживаясь основной задачи, которая стояла перед ними – максимально приблизить текстильные экзерсисы к понятию и звучанию скульптуры, а именно: трехмерная, объемная форма, поиски в области фактуры, цветовое ограничение – ахроматические композиции, преимущественно белые с незначительными включениями черного, серого. И стоит заметить, с поставленной задачей участники пленэра справились на «отлично». Все посетители выставки смогли воочию увидеть состояние экспериментального художественного текстиля в Беларуси. Ведь отечественный текстиль уже не одно десятилетие развивается по двум направлениям: как продолжение классического современного гобелена, который зачинали первые выпускники отделения текстиля факультета декоративно-прикладного искусства, так и экспериментальный, который создавал новый язык текстиля с общей тенденцией «оторвать” гобелен от стены, вывести его в пространство, сделать объемным.
Еще одной отличительной особенностью данного пленэра стало участие в нем виртуальных мастеров. Так, одновременно с белорусскими мастерами, которые работали во время пленэра в урочище Крюковщина Смолевичского района, в нескольких городах мира также творили мастера, создавая объемные композиции из текстиля. По итогам работы они прислали фотографии своих скульптур куратору выставки. Эти снимки, а также фотоотчет обо всех пяти днях пленэра были продемонстрированы на открытии выставки.
Кроме этого, участники пленэра сделали прекрасный подарок воспитанникам отделения детского социального приюта Смолевичского СПЦ и отделения дневного пребывания инвалидов ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения» – провели для них интересные и познавательные мастер-классы по гобелену, валянию, батику, во время которых ребята не только смогли проникнуться увлекательным творческим процессом, но и пообщаться с интересными и талантливыми мастерами.
В выставке приняли участие классики белорусского художественного текстиля Нина Пилютина, Людмила Петруль, Евгений Шунейко, Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая и многие другие известные авторы.На открытии выставки присутствовал также заместитель председателя Смолевичского райисполкома Александр Викторович Шлыков. Благодаря его активной поддержке и участию состоялся этот пленэр и удивительная выставка. В дар смолевичанам были преподнесены работы, выполненные из текстиля.
Наталья ТЫШКОВСКАЯ.
НА СНИМКАХ: открытие выставки в г.Смолевичах; один из экспонатов.
Фото АВТОРА.
Информацию читайте в номере 185 –188 от 16.08.2014 г.