Не зря говорят, что в педагогической профессии нет случайных людей. Учитель живет и работает для детей, трудится во имя их завтрашнего счастливого будущего. И если выбирает учительство сердцем, остается верен ему на долгие годы.
Учитель химии и биологии ГУО «Курковский УПК д/с — СШ» Валентина Рящикова — яркий пример преданности единожды выбранному пути. В августе исполнилось 47 лет с момента, как она переступила порог Курковской школы в качестве молодого специалиста. С тех пор прошло более 4-х десятков лет, за это время педагог ни разу не пожалела, что связала свою жизнь с учительством. Она горит на работе в самом лучшем смысле этого слова и зажигает в своих учениках огоньки любви к учению, знаниям, науке. Она учит их быть любознательными, любить свою родную землю и добиваться успехов. А в ее трудовой книжке — всего одна запись: о приеме на работу.
О детстве, учебе, пути в профессию, формуле успеха и многом другом — наш разговор с педагогом.
Родители Валентины Аркадьевны познакомились на строительстве Туркестано-Сибирской магистрали. Валентина, старший ребенок в семье, родилась в Чимкентской области Казахстана. Через несколько лет после рождения дочери семья вернулась на родину, в Беларусь. Местом жительства выбрали Калинковичский район Гомельской области. Здесь, в деревне Горбовичи, жили родители главы семьи.
— После переезда отец начал строить дом, в этом ему помогали мои дедушки, — вспоминает Валентина Аркадьевна. — Новоселье праздновали довольно скоро. Папа был мастером на все руки, да и помощники хорошие были. Мама вела домашнее хозяйство, а после рождения моих братьев вышла на работу. В то время как такового декретного отпуска не было, и через три месяца после того, как родился мой младший брат, мама пошла работать. Забота о детях легла на плечи бабушки, я тоже не осталась в стороне, старалась во всем ей помогать.
Воспоминания о детстве у Валентины Аркадьевны связаны с Горбовичами. Жизнь в Казахстане она совсем не помнит.
— Мама рассказывала, что я там в детский сад ходила, но я ничего не помню о том времени, — делится Валентина Аркадьевна.
Зато много веселых моментов в память осталось о босоногом деревенском детстве.
— У меня, единственной в деревне, был трехколесный велосипед, — улыбается педагог, — все просили разрешения прокатиться. А мне и не жалко было. Казалось, я из него уже выросла. Хотелось освоить транспорт посерьезнее. Мечтой было прокатится на «взрослике». Первый опыт был не слишком удачным, я сильно порезала ногу, но это меня не остановило. Кататься учились быстро. Около дома была танцплощадка, вечером танцы в клубе, молодежи много, а мы, ребятня, на танцплощадке на этом велосипеде «крутили». Счастье, правда, недолгим было: такой нагрузки наш двухколесный друг не выдержал и развалился.
В школу Валентина Аркадьевна пошла почти в 8 лет: всему виной тот факт, что день ее рождения — 28 ноября.
— Я очень просила маму отдать меня в школу пораньше. Я уже умела читать (мама научила), считать, писала цифры. Но мама меня не пустила. Благодаря тому, что я была старше всех в классе и многое уже знала, учеба доставляла мне только удовольствие. Моя первая учительница Надежда Никитична вызывала меня к доске читать тексты из букваря моим одноклассникам — у меня это здорово получалось. Училась я хорошо, — рассказывает о школьном времени Валентина Рящикова.
После окончания школы — в то время это была восьмилетка — девушка решила продолжить обучение в педагогическом училище. Вместе с подружкой они отправились в Минск и обе поступили, несмотря на то, что конкурс был нешуточный: 14 человек на место.
В столицу подружки поехали самостоятельно, без родителей. Сами добирались, подавали документы, сдавали экзамены и ждали результатов: зачислены или нет.
Мысль быть вдали от дома выпускницу нисколько не пугала. По словам Валентины Аркадьевны, уже в 12 лет она самостоятельно ездила в Любанскую область, где жила ее вторая бабушка, на автобусе.
— Это было нормально. Приду на вокзал, меня в кассу пропустят без очереди, возьму билет, сяду в автобус и еду себе, — улыбается учитель. — Водитель уже знал, где меня высадить. Сойду с автобуса и иду еще километра полтора до деревни. К бабушке на каникулы съезжались мои двоюродные братья и сестры из разных уголков большой страны: Киева, Москвы. Ох, и весело было.
После окончания педучилища Валентину Аркадьевну распределили в Смолевичский район.
— Приехала я в районо, тогда начальником был Иван Иосифович Брант, — рассказывает педагог. — Хочу быть учительницей, а в дипломе написано: учитель начальных классов и старшая пионервожатая. Мест не было, и Иван Иосифович сказал, как отрезал: «Пойдешь пионервожатой. Или в Петровичи, или в Курково!» А у меня слезы капают. «Не плачь, — говорит. — Петровичи — далеко. Поедешь в Курково».
Так, в 1975-м году Валентина Аркадьевна переступила порог Курковской школы. С тех пор места работы не меняла. Пионервожатая из молодого специалиста вышла отличная. За время работы была награждена многочисленными грамотами, в том числе грамотой ЦК комсомола СССР, нагрудным знаком ВЛКСМ «Старший пионервожатый» и т.д. Все свои награды Валентина Аркадьевна бережно хранит, отмечая, что дороги сердцу. Через некоторое время молодому педагогу доверили первый класс, потом снова «дали» первоклашек, потом предложили стать завучем, и она согласилась. Параллельно с работой получала высшее образование по специальности «преподаватель химии и биологии» в БГУ. Вуз окончила в 1983-м году. Работала завучем и вела уроки биологии, затем в течение десяти лет была директором школы. В 1997-м году оставила должность руководителя и стала преподавать биологию и химию.
Естественные науки Валентина Аркадьевна любила еще со школы. Потому факультет выбрала соответствующий. Кроме педагогической деятельности вела еще кружковую работу. Ее она не оставляет до сих пор. Являясь педагогом дополнительного образования эколого-биологической Центра детей и молодежи Смолевичского района, она ведет несколько объединений по интересам, в их числе — «Флористика». А еще вместе с учениками ведет научную деятельность, руководит школьным научным обществом «Юный исследователь». Ребята занимаются изучением родного края. Исследуют воду родников на территории района, занимаются органическим земледелием, ведут научную работу в рамках проекта «Школьный сад» ОО «Белорусский зеленый крест». А ученица Валентины Аркадьевны Мария Тарасова — неоднократный призер конкурсов по флористике, бронзовый чемпион страны. С гордостью о ней рассказывает педагог. И обо всех своих учениках. Не удивительно, что по стопам учителя пошли и ее ученики. Многие из них выбрали для себя педагогические специальности и сегодня также учат детей.
Валентина Акадьевна — человек неуемной энергии. Она не сидит на месте, всегда находится в движении, учится, работает над собой, экспериментирует. При этом, успевает все: и на уроках в школе, и на кружках, и в конкурсах, и в научной деятельности, и дома.
Школа для Валентины Аркадьевны — это жизнь, сотканная из успехов, побед, труда, безграничного терпения, оптимизма, вдохновения и любви. Любви к детям, к тому, что ты делаешь, и для чего живешь. На последний мой вопрос, где она черпает вдохновение, Валентина Аркадьевна снова улыбается и не отвечает, что все просто: она любит детей и то, чем занимается. А любовь, согласитесь, и есть начало начал во всем: и в жизни, и в семье, и, конечно, в профессии.
Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.
Фото из личного архива героини.