В конце минувшей недели в редакцию «КС» пришло письмо от студентки 2 курса Минского государственного лингвистического университета Полины Маляревич.
В своем эссе, посвященном председателю Заболотской ветеранской организации Александру Кошелю, девушка рассуждает в том числе и о Годе исторической памяти, который, собственно, и послужил поводом для знакомства с этим замечательным человеком:
— 2022 год у нас на государственном уровне объявлен Годом исторической памяти. Хочется верить, что с его окончанием в нашем сознании закрепится желание узнать историю своего народа, города, своей семьи… — пишет Полина. — Очень часто мы не обращаем внимание на то, что находится совсем рядом. Далеко не все из нас имеют представление о судьбах своих предков, живших 70-80 лет назад. Иногда довольно сложно узнать информацию о человеке, участвовавшем в событиях далеких времен. Порой для этого нужно потратить немало времени в архивах и на просторах интернета. Но недавно я узнала. Что рядом с нами есть люди, для которых это становится смыслом жизни.
Недалеко от города Смолевичи, в деревне (агрогородок) Заболотье, есть улица Заозерная. В памяти людей постарше она осталась улицей фронтовиков. Почему? Все из-за того, что в свое время здесь выделили 14 земельных участков вернувшимся с войны солдатам. Общими усилиями они построили здесь деревянные дома. Сегодня в них, скромных по нынешним меркам, живут их дети и внуки. Среди них и Александр Кошель.
Он родился спустя 5 лет после Великой Отечественной войны. Еще в молодые годы Александр Викентьевич проявлял интерес к событиям 1941-1945 годов. Ему хотелось узнать как можно больше о людях, живущих рядом, о том, где они воевали, за что награждены медалями и орденами.
Эти вопросы он задавал и своему отцу. К сожалению, он и другие фронтовики скупо, неохотно об этом говорили. Видимо, воспоминания причиняли им душевную боль.
И все же, Александру Викентьевичу удалось узнать немало важного и любопытного. Правда, информацию пришлось собирать по крупицам.
Отца Александра Викентьевича — Викентия Прохоровича Кошеля — война застала в его родной деревне, на фронт он уйти не успел — попал в оккупацию. Он и его родители оказывали всяческую помощь партизанам: информировали их о прохождении по железной дороге составов с техникой и личным составом фашистов, движении вражеского транспорта по автодороге. Однажды Викентий Прохорович и его отец были арестованы и 3 дня провели в вагоне-тюрьме на железнодорожной станции г. Смолевичи, где находилась вражеская комендатура. В живых остались чудом.
На фронт Викентий Кошель ушел 16 июля 1944 года, сразу после партизанского парада в Минске. Был рядовым 651-го пушечно-артиллерийского полка. Брал Кенигсберг, штурмовал Зееловские высоты, дошел до Берлина. Служил в Советской армии до февраля 1947 года. Имел награды войны.
Занимаясь поиском информации о самых близких людях, Александр Кошель не остался равнодушным к судьбам своих односельчан. Увлеченный историей родного края, он активно занялся поисковой работой. В какой-то мере смыслом его жизни стало установить фамилии, обстоятельства гибели и другие данные о красноармейцах, партизанах и подпольщиках, похороненных в братских могилах на территории сельсовета. А это — ни много ни мало — 12 деревень.
Чтобы передать эстафету памяти следующим поколениям, Александр Викентьевич начал небольшими тиражами издавать брошюры. В них он и сейчас публикует материалы, которые ему удалось по крупицам собрать из архивов. Среди них — «Страницы одной судьбы», «Их подвиг мы в сердце храним», «Военные версты братьев Лашуков».
До глубины тронула история. Описанная в его брошюре «Имена на обелиске». Это история одной братской могилы, которая находится в 400 метрах от деревни Мостище Заболотского сельсовета. В 1951 году на могиле был установлен памятник: на постаменте стоит солдат, внизу — мемориальная плита с фамилиями погибших. Ежегодно 9 Мая, в День Великой Победы, здесь проходят митинги в память о погибших. Александра Викентьевича заинтересовала информация, что в 70-х годах с учительницей Мостищанской школы велась переписка двух сестер. Их отец должен был быть захоронен в братской могиле. Одна из сестер тогда приезжала в Мостище, но имени своего отца на мемориальной плите не нашла, хотя была уверена, что он захоронен именно в этой братской могиле. Эта история заставила Александра Викентьевича искать ответ на данный вопрос. Он проделал огромную работу, чтобы узнать информацию о воинах, захороненных в этой могиле. Изучив архивные документы, сверял информацию с базой данных «Память народа» и «Мемориал». Он смог найти более десятка имен, которых не было на мемориальной доске. Нашел имена тех, кого искали родственники.
Именно благодаря усилиям Александра Викентьевича летом 2021 года на плите памятника появились недостающие имена.
Александр Викентьевич уверен: «Человек не умирает, пока о нем помнят родные и близкие. Так и с солдатами великой Отечественной войны: мы в вечном долгу перед ними. И самое малое, что в наших силах, — знать и помнить, какой ценой завоевана Победа, наша мирная жизнь».
Александр кошель идет благородной поисковой дорогой. За много лет кропотливой работы он вернул на мемориальные плиты памятников и обелисков десятки фамилий, собрал материал о боевом пути и подвигах 655 офицеров, солдат, партизан и подпольщиков — уроженцев деревень Заболотского сельсовета Смолевичского района.
Это историко-духовное наследие — достойный подарок нынешним и будущим поколениям от сына фронтовика, простого человека, живущего рядом с нами. Александр Викентьевич находится на заслуженном отдыхе, несмотря на это он по-прежнему в делах и заботах. Возглавляет Заболотскую первичную ветеранскую организацию, поводит встречи с молодежью, в местной школе организовал, в котором хранится частица истории Смолевичского края и его жителей. А еще он продолжает поисковую деятельность.
И пока такие люди есть рядом с нами, не угаснет интерес людей к своим корням, истории своего края и его людям.
Подготовила Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.
На снимке: Александр Кошель.
Фото М.МИХАЙЛОВСКОЙ.