Есть люди, история которых не заканчивается никогда. Она объединяет в себе десятки других историй, сотни интересных и счастливых моментов. Именно такой — яркой, талантливой и запоминающейся — стала жизнь художественного руководителя народного ансамбля танца «Плисянка» Юлиана Антоновича Малецкого. В этом году гениальному руководителю исполнилось бы 85 лет, а его детищу – пятьдесят.

О том, что руководит коллективом человек уникальный, было понятно с самого начала. В 1973 году, когда «Плисянка» впервые выступила на сцене Дома культуры поселка Октябрьский, зал остался в неописуемом восторге. Уже в 1975-м молодой коллектив занял первое место в областном конкурсе, посвященном 30-летию освобождения Беларуси от немецких захватчиков. А чуть позже, на Первом Всесоюзном фестивале художественного творчества, получил звание Лауреата.

Успех изумлял. Участники ансамбля — обычные школьники, студенты, работники местных предприятий — показывали высочайший уровень хореографического мастерства. Благодаря Малецкому, танец объединил людей разных возрастов, профессий и увлечений.

Любовь к прекрасному Юлиану Антоновичу прививалась с детства. Родители – Антон и Апалония Малецкие — всячески помогали раскрыть творческие способности сына. В свое время отец купил Юлиану гармонь и отправил учиться к местному музыканту. Первое знакомство с инструментом оказалось удачным: парень быстро научился играть, пел частушки и собирал вокруг себя всю деревенскую молодежь. Таким стало начало творческой карьеры будущего танцора.

Следующее «прослушивание» настигло в армии. Служил Юлиан Малецкий на границе Молдовы с Румынией. Когда искали ребят для военного ансамбля песни и танца, обратили внимание на талантливого парня из Беларуси.

Юлиан Антонович вспоминал: «Я сам себе на гармони подыграл и как дал «Варяга» — все были ошеломлены. Записали: «Баритон» и зачислили в художественный коллектив».

Молодые артисты часто выезжали с концертами по военным частям и деревням Молдовы. Во время выступлений Юлиан и пел, и танцевал. Танцевальное мастерство оттачивали в свободное от армейских занятий время с товарищем Костей Ковешниковым: порой с четырех утра и до подъема.

Заниматься с солдатским коллективом приходил педагог молдавского государственного ансамбля «Жок». Именно сюда после демобилизации пригласили танцевать Юлиана. Однако командир, капитан Парамонов, вовремя дал совет:

— Ты, Малецкий, талантливый парень. Пробивай себе дорогу в Беларуси.

Пробивать дорогу фактически не пришлось: яркие способности трудолюбивого танцора не могли остаться незамеченными. После армии Юлиан Антонович вернулся на родину, в Миоры Витебской области. Здесь возглавил сельский Дом культуры, организовал самодеятельность. А когда почувствовал потребность профессионального роста, написал письмо министру культуры БССР Юрию Михневичу. После прослушивания Юлиан был зачислен в первую группу Государственного ансамбля танца БССР.

Жизнь молодого танцора тогда серьезно изменилась. Репетиции, концерты, поездки, встречи… Десять лет в крупнейшем танцевальном коллективе страны пролетели мгновенно, однако оставили заметный след в жизни Юлиана Антоновича. Здесь он многому научился и здесь впервые задумался о создании танцевального коллектива.

Творчество требовало полета.

В конце 60-х годов в гости к Малецким приехала троюродная сестра из Ташкента. В ее городе произошло сильное землетрясение, и было принято решение переехать в БССР.  Работу сестра нашла в Смолевичском районе, там же услышала и об открытии Дома культуры. Как-то в разговоре посоветовала Юлиану попробовать себя на новом месте, и глубокой осенью 1972-го на базе Дома культуры птицефабрики Смолевичского района появился танцевальный коллектив «Плисянка».

А дальше… Дальше началась история семьи — именно так «Плисянку» называли ее танцоры. Юлиан Антонович не просто руководил коллективом, он заботливо воспитывал каждого его участника. С ним делились секретами, спрашивали совет, встречали праздники и преодолевали трудности. Случалось увидеть руководителя и в строгости, однако равнодушие не встречалось никогда.

Эти качества Юлиан Антонович пронес через всю жизнь. Общение с ним оставляло у людей приятное «послевкусие» — радость, тепло, восхищение. Такими же глубокими были и танцы, поставленные хореографом. Он умел говорить движениями. Отчетливо понимал, чего ждет зритель, и выразительно рассказывал ту или иную историю.

В копилке «Плисянки» несчетное количество танцев. «Полонез», «Лявониха», «Гопак», «Жабка», «Певни», «Русский танец», «Косил Ясь конюшину» — это лишь малая часть излюбленного зрителями репертуара. В свое время с «Плисянкой» познакомились жители не только Смолевичского района, но и всего Советского Союза. Стоит ли говорить о наградах народного ансамбля?! Яркие и живые танцы Малецкого никогда не оставались без высокой оценки жюри.

Были у Юлиана Антоновича свои профессиональные секреты, а еще был крепкий и надежный тыл. Жена Анна Ивановна всегда мудро поддерживала и вдохновляла на творческие победы своего трудолюбивого супруга.

К сожалению, жизнь Юлиана Антоновича закончилась очень рано. Сердце мастера остановилось прямо на сцене, во время репетиции. С тех пор прошло почти двадцать лет, однако воспоминания по-прежнему болезненно щемят душу. И только танец — грациозный и изящный — напоминает о том, что творчество будет жить вечно.

11 декабря в 15.00 в Доме культуры поселка Октябрьский вновь зазвучит «Полонез Малецкого». Вечер памяти соберет самых преданных почитателей таланта Юлиана Антоновича. Приглашаем и Вас вспомнить о жизни талантливого педагога, трудолюбивого руководителя и просто прекрасного человека.

Яна ЧЕРЕПАНОВА.

Фото из архива участников ансамбля.