Часто рассказывая о профессиях, мы обращаемся к представителям старшего поколения, которые уже твердо стоят на ногах, имеют жизненный и профессиональный опыт. А как начинают свой трудовой путь молодые специалисты? Ведь молодые специалисты – это наиболее динамичная часть нашего общества. Это — люди, которые только вступили на свою карьерную лестницу в выбранной сфере, интересно узнать, какие же были их первые шаги? Наталья Иванова, мастер производственного обучения, преподает учащимся навыки повара в «Смолевичском государственном аграрно-техническом профессиональном лицеи». Она рассказала нам, о выборе своей профессии.
– Наталья, расскажите, где вы учились, и, как вам давалась учеба?
– Поступила я после 9 класса в «Смолевичский аграрно-технический профессиональный лицей» на специальность повар. Эту специальность я хотела получить еще с 8 класса, всегда хотела уметь хорошо готовить. Нравилось, когда приходишь в кафе, пробовать разные блюда, смотреть, как их подают. Получив специальность повара, я поняла, что хочу не только сама владеть навыками приготовления блюд, но и учить, передавать полученные знания другим. И я поступила в «Борисовский государственный колледж» на специальность производство продукции и организация общественного питания. Училась на бюджетной основе. Срок обучения — 2 года и 9 месяцев. В итоге получила квалификацию техник-технолог, мастер производственного обучения. По распределению меня отправили на работу по месту жительства, в город Смолевичи. Как говорится, где родился, там и пригодился. Я стала работать там, где и начинала свое образование, в аграрно-техническом профессиональном лицее. Учеба давалась мне легко, потому что мне было очень интересно, и я на самом деле хотела получить это образование. А когда есть интерес, есть и желание учиться.
– По специальности мастер производственного обучения вы работаете давно?
– Нет, по этой специальности я работаю только год. А вот по специальности повар я работаю уже 3 года, совмещала работу и учебу, когда была возможность, и работа не мешала учебе. Если были какие-то сложности в учении, работу ставила на второе место, так как понимала, что образование важнее. Получив хорошее образование, можно получить и хорошую работу.
– Какие обязанности выполняете по своей работе?
– Преподаю учащимся технологию приготовления пищи, не только теорию им даю, а больший уклон делаю на практику. В ходе производственного обучения мы отрабатываем то, что они изучали теоретически. Показываю и учу их тому, что в учебниках не всегда пишут. Да, и по себе знаю, теория теорией, а практика запоминается быстрее. Лучше своими глазами увидеть и самому попробовать что-то сделать, даже может набить своих шишек, зато в следующий раз сделать лучше и не допустить ошибок, которые сделала в первый раз.
– Как вы осваивались в новой профессии, помогали ли вам люди, которые уже имеют опыт в этой сфере?
– Конечно, после колледжа было очень страшно приступать к работе, пугало, что не справлюсь, не сумею. Но, когда пришла на работу, я встретила понимающий коллектив. Мастера, которые отработали уже несколько лет по этой специальности, всячески мне помогали, рассказывали, как сделать лучше, как налаживать рабочие отношения с учащимися. Опытные преподаватели и мастера очень мне помогли быстро и безболезненно освоиться на новом месте.
– Что вам особенно нравится в вашей работе?
– Я очень люблю экспериментировать в приготовлении разных блюд, пробовать совмещать новые ингредиенты, и эту возможность мне дает моя специальность. Особенно нравится то, что я не только накапливаю знания, но и передаю их молодежи, которая только учится. Это то, чем я хотела всегда заниматься.
– С какими трудностями вы столкнулись в своей работе?
– Самая большая моя трудность была — это страх того, что дети не будут воспринимать меня, как их преподавателя. Потому что, на своем опыте знаю, что такое молодой преподаватель, которого изначально не воспринимаешь, как своего учителя, думаешь, чему же он может тебя научить, если только что сам закончил учиться и сразу пришел чему-то нас учить. Но мой страх был напрасным, не так долго меня воспринимали, как свою ровесницу. Прошел месяц, и все изменилось, молодые люди стали разграничивать, где преподаватель, а где ученик, поэтому не так страшен «зверь», как я его боялась. Все можно преодолеть: и свою нерешительность, и сложные характеры подростков. Собираешь все свое терпение и объясняешь еще раз до того момента, пока у учащегося не получится выполнить задание так, как надо.
– Какие советы вы можете дать молодым специалистам, которые только собираются прийти на свое рабочее место?
– Главное, не бояться, набраться терпения и сил. Первое время придется выкладываться по полной, чтобы завоевать авторитет. Но и потом слишком расслабляться не стоит, ведь, чтобы учить других, надо самому постоянно совершенствоваться, пополнять и развивать собственные знания.
Дарья ПОТАПЧИК, студентка Института журналистики Белгосуниверситета.
НА СНИМКЕ: Наталья Иванова.
Фото автора.