В рамках областной профилактической акции «Дружим с законом» прошел «круглый стол» с участием представителей учреждения образования Смолевичского района. В ходе встречи обсуждались несколько ключевых вопросов, касающихся профилактики противоправного поведения несовершеннолетних.
Перед присутствующими выступила врач-нарколог УЗ «Смолевичская ЦРБ» Елена Викторовна Вейс. Она рассказала об альтернативных формах профилактики вредных привычек, сместив акцент на то, почему все-таки люди начинают пить и почему возникает зависимость от алкоголя.
Елена Викторовна рассказала, что путь к вредным привычкам начинается с установок – представлений, которые влияют на нашу жизнь. Они бывают осознанными и неосознанными. Так, осознанные поддаются контролю. К примеру, все знают, что алкоголь – зло (это осознанная установка), что он разрушает судьбы и семьи, но продолжают пить и верить, что ничего плохого не случиться. И здесь начинается «влияние» неосознанной установки, что спиртное помогает снимать стресс, что все под контролем. В этом и заключается ловушка – начинается формирование вредной привычки. Дальше врач-нарколог подробно остановилась на стадиях формирования вредной привычки. Сначала у человека появляется плохое настроение, потом желание отвлечься. Как это сделать, существует много способов. Можно почитать книгу, послушать музыку, сделать гимнастику. Но обычно люди прибегают совсем к другим способам – алкоголю и сигаретам. И в сознании закрепляется установка, что от алкоголя становится легче. Круг замыкается. Да, настроение может улучшиться на несколько часов, но потом наступает синдром похмелья. А если алкоголь некачественный, то может вызвать отравление. Так повторяется снова и снова, пока не возникает синдром зависимости, который влечет за собой деградацию личности и сопутствующие проблемы и сложности в жизни.
Дальше Елена Викторовна Вейс рассказала о том, как формируются неосознанные установки. Во-первых, это копирование поведения родителей. Во-вторых, эмоциональная завязка, когда на каком-нибудь празднике человек выпивает немного алкоголя, ему становится веселее и у него в голове возникает установка, что алкоголь и хорошее настроение – это одно целое. Следующий раз на мероприятии в трезвом состоянии человек будет чувствовать себя не уютно. Кстати, существует экспертное мнение, что у людей, длительно употребляющих алкоголь, информация о негативном влиянии спиртного разрушается. Т.е. утром после употребления алкоголя человек часто дает обещание, что больше не будет пить, но потом, после очередного стресса обещание забывается и вновь включается цепочка поведения, влекущая к употреблению алкоголя. В формировании неосознанных установок также нельзя недооценивать роль средств массовой информации, когда в рекламах и фильмах демонстрируются алкогольные напитки. Об этом нужно помнить.
Также подробно врач-нарколог остановилась на том, как бороться с неосознанными установками. Главный момент, научится их распознавать и вовремя успеть задать вопросы: «Зачем мне сейчас пить? Для меня жизненно важно употреблять алкоголь?». Есть еще несколько действенных методов: положительный пример, т.е. это родительский пример, либо героя из фильма, который ведет здоровый образ жизни, и желательно, чтобы этот пример был не на словах, а заключался в действиях; научиться получать положительные эмоции без привязки к алкоголю посредством любимого занятия, увлечения; и еще, это умение анализировать информацию и видеть маркетинговые ходы рекламщиков, создающих «положительный» образ алкогольных напитков. Также немаловажно научиться различать, в чем заключается настоящее счастье и веселье, а где его суррогат, а еще стремиться ставить правильные цели и добиваться их достижения.
В заключение обсуждения данного вопроса Елена Викторовна Вейс заметила, что главное в вопросе профилактики – умение донести людям причины их поведения, а также влияние неосознанных установок на их образ жизни.
Вторая часть разговора коснулась обсуждения внешних признаков алкогольного и наркотического опьянения. Тема для всех полезная, так как поможет распознавать человека, который находится под воздействием алкоголя или различных наркотических средств: курительных смесей, психостимуляторов, опиоидов, каннабиноидов и т.д. Как отметила врач-нарколог, главное в данном вопросе – проводить распознавание опьянения, исходя из систематического подхода, учитывая максимальное количество признаков и характеристик.
Об отличительных признаках несовершеннолетних неформальной направленности рассказывала педагог-психолог ГУО «Смолевичский социально-педагогический центр» Наталья Анатольевна Вербицкая. Отдельно педагог-психолог остановилась на вопросе, касающегося подростков, относящихся к категории «футбольные фанаты». В нашем районе сегодня таких насчитывается двенадцать человек. Она отметила, что основную работу с данной категорией наряду с сотрудниками правоохранительных органов должны проводить футбольные клубы, которые должны регистрировать фанклуб как общественное объединение, вести с ними дальнейшую деятельность.
Каждый участник «круглого стола» получил папку с методической помощью, в которой был предоставлен фильм «Болеем за своих правильно», направленный на профилактику футбольного фанатизма; информацию, какие отличительные признаки есть у фанатов; информацию о различных молодежных субкультурах, в том числе об их основных характеристиках. Наталья Анатольевна заметила, что молодежные субкультуры должны интересовать представителей социально-педагогической службы с точки зрения их деструктивной направленности, проявления агрессии. К таким субкультурам относятся готы, металлисты, антифашисты, неформалы, эмо, скинхеды, панки и т.д. Поэтому работа психологов должна быть направлена на то, чтобы диагностировать и корректировать агрессивные проявления у подростков, относящих себя к какой-нибудь субкультуре, способствовать их переходу из деструктивной группы в конструктивную. Почему многие дети так стремятся стать представителями какой-нибудь субкультуры? В основном, это подростки, которые имеют проблемы в общении со сверстниками, не чувствуют поддержки и понимания со стороны родителей. А в этих группах они чувствуют свою значимость, там их окружают вниманием. Педагог-психолог Наталья Вербицкая обозначила основные педагогические аспекты того, как в учреждениях образования можно переориентировать подростков и вовлечь их в полезно-общественную деятельность, отвести им какую-нибудь ключевую роль в процессе обучения и школьной жизни. Представители учреждений образования попросили рассказать о ключевых аспектах деятельности Интернет-сообществ, особенно «закрытых» групп, о том, какое влияние они оказывают на несовершеннолетних, кроме того, что они разучиваются общаться со сверстниками в реальной жизни, как бороться с их влиянием и избежать негативных последствий. Данная тема вызвала горячее обсуждение в зале.
Наталья ТЫШКОВСКАЯ.
Информацию читайте в № 77-80 от 15.03.2017 г.