ИСТОЧНИК В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПЕТРОВИЧАХ 

ДВА ПЕТРА, ДВА АЛЕКСАНДРА

…Много лет тому назад на
берегу реки Волма поселились два Петра. Привезли они с собой семьи, людей и
начали обживать те места. Чем понравилось им это место – неизвестно. С одной стороны – болото непроходимое, с другой
– возвышенности и лес. По Волме можно было доплыть на челноках на юг, по дороге, что соединяла
Минск с Могилевом, торговцы провозили разные товары. Два Петра и их люди стали
богатеть, осваивать все новые и новые земли. Ловили в реке рыбу, которой здесь
была уйма: и необычной красоты форель, и раки, и щука, и сомы. В лесах ловили
дичь, птиц, добывали смолу и мед, разводили скот, сеяли зерно.

ИСТОЧНИК В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПЕТРОВИЧАХ  

ДВА ПЕТРА, ДВА АЛЕКСАНДРА

…Много лет тому назад на берегу реки Волма поселились два Петра. Привезли они с собой семьи, людей и начали обживать те места. Чем понравилось им это место – неизвестно. С одной стороны – болото непроходимое, с другой – возвышенности и лес. По Волме можно было доплыть на челноках на юг, по дороге, что соединяла Минск с Могилевом, торговцы провозили разные товары. Два Петра и их люди стали богатеть, осваивать все новые и новые земли. Ловили в реке рыбу, которой здесь была уйма: и необычной красоты форель, и раки, и щука, и сомы. В лесах ловили дичь, птиц, добывали смолу и мед, разводили скот, сеяли зерно.

Однажды через деревню проходили царские войска, и так им понравились местные красоты, что решили они здесь остановиться, отдохнуть и подкрепиться.

Хоть и проходили царские войска по этим землям с мирными целями, но беда все же случилась: забрал царь всех мужчин в рекруты. Деревня после этого замерла. Долго плакали женщины, дети росли без отцов. Начали просить женщины у Бога спасения. Молились день и ночь. И не зря. Чудо произошло… Однажды под кустом ракиты они увидели: бьет родник. Рядом с ним лежал валун, плоский и темный, а на нем отпечатался след, не то детский, не то девичий. А рядом с ним – углубление круглое, словно от палки. Святые отцы стали молвить, что Матерь Божья, когда шла через Ляды на Оптин, останавливалась тут отдохнуть. И в каждом из этих мест начинали бить ключи и оставались следы Пречистых ног на камнях. С тех пор люди стали верить, что это место с родником и валуном станет защитой для них, только нужно беречь эти места. И правда, прошло немного времени, к женщинам стали возвращаться мужья, девушки вновь стали замуж выходить, начали рождаться дети, строиться новые дома – с каждым годом деревня росла и богатела.

 

Что этот валун имел чудодейственную силу, утверждают многие. Сюда приезжали люди с разных мест. Считали, что дотронувшись до камня, можно вылечить любую болезнь. Камень этот берегли где-то до восьмидесятых годов. Как вспоминают старожилы, возле деревни было много валунов. Они не давали возможности засевать поля. Сельчане вывозили их, взрывали и закапывали. Сохранились лишь единицы.

Благодарные жители в честь данного знамения собрали деньги и построили церковь в честь Пресвятой Богородицы. Но в 1914 году на всю Беларусь обрушились новые беды – война, после – революция. Чужаки не только новую веру принесли, но и разрушили церковь. Только старожилы тайно вынесли иконы и ходили к роднику, молились, брали воду для больных детей. Всем казалось, что чище и вкуснее воды нет нигде. Божья Матерь видела их беды, помогала всем, кто верил. Никакая сила не могла погубить деревню, даже Великая Отечественная война. Несмотря на все беды, селение выстояло, обновлялось и жило дальше. Еще больше построили домов, даже на другом берегу реки расселились. Урожаи овощей здесь собирали высокие. Бывший совхоз «Петровичи» давал неплохие показатели по растениеневодству. Росло здесь население и только богатело. Старожилы, верующие люди и все, кто ухаживал за родником, говорили, что это Матерь Божья их оберегает.

Не смогли родник погубить события военного лихолетья, так это сделали сами люди. Начали они про церковь забывать, молитвы перестали читать, забыли о своей Заступнице. Приблизительно в восьмидесятые годы во время мелиорации приехали трактора, родник поместили в кирпичный круг, сверху накрыли бетонной плитой и засыпали землей. А воду по дренажным трубам в реку спустили. Куда-то затерялся и валун. Возможно, камень с отпечатком ножки Богородицы остался где-то под землей. Место, где был родник, заросло борщевиком, да и молодежь потеряла веру в святость воды. И вот с того времени деревня стала стареть, детей с каждым годом рождалось все меньше и меньше. Те, кто приехал сюда жить, ничего про родник не знают. Так и тек бы ручей неведомо куда, если бы не добрые люди – два местных жителя Александра. Нашли они трубу и отвели воду в сторону, стали ухаживать за тем местом, где вода вытекала. Стали беречь память о роднике. А по всей деревне слухи пошли, что обиделись Божья Матерь и предки местных жителей, что не сберегли родник, что перестали как следует молиться, чтить память предков, что веру потеряли. Если вернуть все, то Матерь Божья смилостивится над всеми и деревня оживет…

Пошли люди в церковь, стали просить батюшку осветить воду и молебны провести. Нашли место, где вода вытекает, и решили там новую церковь поставить.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТОГО ИСТОЧНИКА 

Добрые дела хоть и не делаются быстро, но сегодня жители деревни благое деяние совершают. Три года назад они обратили внимание на Святой источник, отыскали и приняли решение о его восстановлении. Нашлись добрые люди и энтузиасты. Так, силами прихожан с Божьей помощью здесь уже проложили дорожки, сделали беседку-часовенку над местом, где вытекает вода, очистили источник и установили колодезные кольца. Также была сделана купель открытого типа – в виде маленького озера. Прилегающую территорию также облагородили: были посажены первые деревья и цветы, установлен поклонный крест. Сегодня каждый желающий может испить воды и прикоснуться к Святыне.

Однако прихожане не останавливаются на достигнутом и планируют найти средства и мастеров для изготовления и установки купола с крестом на часовенку.

20 сентября 2015 года епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин совершил чин малого освящения воды воссозданного источника в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Его Преосвященству сослужили секретарь Борисовского епархиального управления иерей Павел Яцукович, настоятель прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана в д. Драчково иерей Димитрий Кабишов и другие священнослужители Борисовской епархии.

Начала возрождаться в Петровичах и церковь. Была она здесь когда-то, но время ничего и никого не щадит. Согласно архивным документам, в 1866 году православная Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была построена на средства прихожан и просуществовала до 1920 годов. Сегодня здание, в котором размещалась школа, передано церкви. Пока богослужения проходят в помещении, где когда-то размещалась школьная столовая. Люди с удовольствием туда идут в воскресные и праздничные церковные дни. Возвращают местные жители память о своем прошлом, начали беречь память о предках, возрождать Святыни…

Существует легенда о валуне и святом источнике – правда это или нет, не так теперь и важно. Главное, что в чудодейственную силу родника верят люди, верят и бережно хранят предание. И, кто знает, может именно эта вера и спасает людей от бед, помогает жить, наполняет радостью и любовью сердца всех, кто приходит к Святому источнику…

Автор статьи выражает огромную благодарность за помощь в сборе информации жительнице деревни Петровичи, учителю белорусского языки и литературы, Татьяне Апацкой, которая являлась идейным вдохновителем возрождения местной Святыни.

Наталья ТЫШКОВСКАЯ.

На снимках: над источником установлена беседка-часовенка; территория вокруг источника сегодня благоустроена; купель возле источника; так источник выглядел вначале, когда два местных жителя Александра нашли родник и отвели трубу с водой в сторону от дороги; здание бывшей школы, переданное церкви.

Фото автора.

Информацию читайте в № 17-20 от 23.01.2016г.