Маленький человек приходит в мир, не имея никакого представления о законах страны в которой он родился, о правилах поведения в обществе, о морали, религии, власти. Он не имеет представления, как говорить и ходить. Он едва различает силуэты и все, что он ощущает в первые мгновения жизни – это прикосновения и любовь матери. К сожалению, не все дети испытывают это чувство. У детей, лишенных внимания матери, в будущем наблюдается полное или частичное отсутствие привязанности к взрослым, подрыв доверия к взрослому миру. Из-за материнской депривации разрушается очень большой объем, так называемой, благодатной почвы, на которой можно было взрастить психически здоровую, эмоционально устойчивую личность.

Маленький человек приходит в мир, не имея никакого представления о законах страны в которой он родился, о правилах поведения в обществе, о морали, религии, власти. Он не имеет представления, как говорить и ходить. Он едва различает силуэты и все, что он ощущает в первые мгновения жизни – это прикосновения и любовь матери. К сожалению, не все дети испытывают это чувство. У детей, лишенных внимания матери, в будущем наблюдается полное или частичное отсутствие привязанности к взрослым, подрыв доверия к взрослому миру. Из-за материнской депривации разрушается очень большой объем, так называемой, благодатной почвы, на которой можно было взрастить психически здоровую, эмоционально устойчивую личность.

Уже в 10-11 месяцев взрослый выступает для ребенка не только как человек, способный удовлетворить его органические потребности, но и как путеводитель по новому этапу в жизни, носитель речевых форм общения. Овладение речью оказывает значительное влияние на процесс формирования у ребенка восприятия человека.

Для малыша все в новинку. Например, восприятие времени. Оно возникает опосредованно — через деятельность, и сложность состоит в непонимании смысла слов, обозначающих временные отношения, например, «вчера», «завтра», «давно», «скоро». Восприятие детьми времени часто неполно и не охватывает всех понятий, а возникающие в процессе деятельности положительные эмоции могут вызвать желание продлить приятный момент, что затрудняет оценку времени. Поэтому родителям необходимо правильно выстраивать процесс обучения ребенка ощущению времени, чередовать деятельность с отдыхом, проявлять терпение и настойчивость.

В дошкольном возрасте можно более красочно рассмотреть влияние взрослого на жизнь ребенка. Именно в этот период появляется такой новый вид деятельности, как игра, в которой ребенок использует образы близких людей. Эти образы могут оставить след на всей жизни ребенка, ведь маленький человек не знает, как правильно или неправильно жить, не знает даже о ситуации выбора, а просто копирует поведение взрослого. Причем наиболее яркую и положительную оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают доверие.

Психологами доказана особая роль родителей в восприятии детьми мира. У ребенка существует потребность приобретения навыков идентичного полу поведения, а значит, мальчики идентифицируют себя с отцом, а девочки – с матерью, по чему можно судить, что уже в детстве у ребенка складывается модель отношений, идентичная отношениям в родительской семье.

Любые необдуманные действия и разговоры взрослых могут нанести ребенку травму, которая может остаться и на всю жизнь. Произнесенные при детях фразы без какого-либо значения иногда могут показаться им полными скрытого смысла. И виной тому отсутствие у ребенка необходимых навыков и знаний, а не жизненного опыта. Взрослому будет трудно представить, сколько скрытых опасений и пугающих мыслей может появиться в голове малыша.

В школе ребенка не обучают закономерностям развития мозга и вытекающим из них правилам эффективного поведения и общения, будучи подростком и совершая огромное количество ошибок, которые могут терзать его очень долгое время, он лишь пожинает плоды собственного опыта и опыта своей семьи.

Взрослый, по сути, должен обучить ребенка выработанной человечеством системе эталонов, правил, норм. Наверняка, многие задумывались, почему тот или иной предмет называется именно так, или почему мы в большей степени бодрствуем днем, а не ночью. Ребенок этой системы не знает, и взрослый не просто должен передать ему свои знания и опыт, но и тактично подойти к проблеме воспитания и обучения, не навязывать свои взгляды на жизнь и на вещи, а научить ребенка мыслить самостоятельно, независимо, научить его рассуждать. И нужно постараться дать не только лучшее, что есть в себе, но и лучшее, что есть в мире, чего не хватает самому. Можно развиваться вместе с ребенком. Тогда, возможно, ребенок не станет жить по стереотипам, будет понимать свое предназначение, уметь строить отношения, управлять своими чувствами и эмоциями.

Стоит постараться и научить ребенка особенностям строения и функционирования его организма, правилам эффективного поведения и общения, потому что психологическая безграмотность — источник не только личных проблем, но еще и очень важный социальный фактор, который влияет на функционирование общества в целом.

В случае необходимости, вам может быть оказана квалифицированная психологическая помощь в ГУ «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения» по адресу: г.Смолевичи, ул. Советская, д. 146, к.6, 8. Телефон «Доверие» 27-1-02. Мы работаем с понедельника по пятницу с 8:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00.

Елена КИРЮХИНА, психолог отделения социальной адаптации и реабилитации ГУ «СТЦСОН».