«Сколько сюрпризов у осени?» — на этот вопрос старшие дошкольники ГУО «Ясли — сад № 2 г.Смолевичи» пожелали услышать ответ. А отвечать пришлось самим… на заседании детского Ученого совета.

Знаете ли вы, что проектная деятельность как специфическая творческая работа является универсальным средством развития ребенка дошкольного возраста?

 

«Сколько сюрпризов у осени?» — на этот вопрос старшие дошкольники ГУО «Ясли — сад № 2 г.Смолевичи» пожелали услышать ответ. А отвечать пришлось самим… на заседании детского Ученого совета.

Знаете ли вы, что проектная деятельность как специфическая творческая работа является универсальным средством развития ребенка дошкольного возраста?

При организации работы в учреждении дошкольного образования проектный метод является одним из эффективных и перспективных, т. к. дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Выбранной темой проекта ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. В процессе реализации проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.

Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели постепенное развитие умений и навыков в специально организованной деятельности (занятиях).

 

В начале ноября в старшей группе учреждения развернулся масштабный проект «Сколько у осени сюрпризов?» А стимулом для его начала послужила крохотная маргаритка, обнаруженная детьми на газоне. Воспитатель дошкольного образования Наталья Леонидовна Залан подхватила интерес воспитанников, предложила к празднику, Всемирному дню науки, провести исследование сюрпризов осени, создать «научный архив» и рассказать о своих открытиях на заседании детского Ученого совета.

Вначале вместе с детьми планировали работу, обозначили ближнюю и дальнюю перспективы, придумали конечный «научный» продукт – «сюрпризницу» осени. Модель трех вопросов «Что я знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что надо сделать, чтобы это узнать?» показала невысокую степень осведомленности детей о неожиданных изменениях в природе осенью и дала нам ориентиры для планирования этапов проекта. В частности, воспитанники показали следующие знания по данной теме:

Марк:

— Я знал, что осенью бывают сюрпризы. Я недавно «втопнул» в лужу, был мокрый. Хочу узнать про самый сюрпризный сюрприз. Нужно внимательно смотреть во все стороны.

Паша:

— Сюрпризы мне показала бабушка. Она приделала глазки капусте, и получился почти что мультфильм. Какие сюрпризы еще есть —  не знаю. Будем узнавать вместе с Натальей Леонидовной. В группе их (сюрпризов) точно нет. Нужно проверить на улице.

Ангелина:

— Сюрпризы делают только люди. Осень — она же не человек. Интересно, что она может показать? Я спрошу у мамы.

Глеб:

— Сюрпризы? Это что-то новенькое. Хотелось бы посмотреть. Их можно придумать самому. Можно посмотреть у папы на компьютере.

А дальше началась работа по сбору информации. Ребята вдоль и поперек исследовали экологическую тропу и обнаружили на ней цветущие ромашки, на грядках — зеленый лук, у деревьев новый наряд — мох. Родители принесли гигантскую морковь, осенние опята, поделки из овощей. Дошкольники дали классификацию сюрпризам осени: овощной, скользкий, ветреный, солнечный, болезненный и т.д.

Все наблюдения ребята фиксировали в дневнике, делали зарисовки, слушали музыку осени. План-паутинка на каждый день помогал нашим юным исследователям достигнуть намеченной цели. В течение двух месяцев ребята оставляли в группе «следы» своей исследовательской деятельности. Для них была сооружена «говорящая стена», предназначенная для обмена мнениями, фиксации самых ярких впечатлений.

В течение всего проекта старшие дошкольники выполняли коллективную аппликацию, сделали дидактическую игру «Лабиринты осени»,  придумывали загадки об осени, составляли синквейн:

Сюрпризы осени

Красивые, сладкие

Интересуют, радуют, удивляют

Сюрпризы осени люблю за красоту.

Отлично жить.

Яна

Сюрпризы осени

Волшебные, внезапные

Пугают, растут, появляются

Нравится получать капризные сюрпризы.

Я рад.

Ваня

Сюрпризы осени

Веселые, живые

Возникают, прячутся, смеются

Люблю гулять в красивом парке.

Холодно.

Ульяна, Альбина

Упражнение «Что было бы, если бы я стал волшебником…» научило детей фантазировать, размышлять, сопоставлять свои желания с интересами друзей. Сюрпризы осени, сделанные своими руками — особая гордость воспитанников. Они покрывали листья клена различными материалами и получали листву в морозном инее.

К финалу исследовательской деятельности был готов и конечный продукт —  «сюрпризница» с карманами для работ дошкольников с природным материалом.

И вот, наконец, настал день заседания детского Ученого совета. Дошкольники с большим воодушевлением рассказывали о своих наблюдениях, находках, поделках, предположениях и выводах. Наши исследователи придумали для людей «советы осени». Они нужны для того, чтобы избежать встречи с неожиданными сюрпризами погоды. Все «советы»  разместили  в группе.

Закончен проект, но у воспитанников снова и снова появляются вопросы к воспитателю. Как знать, может, один из них снова станет началом нового необычного исследования? А мы пожелаем коллегам внимательно слушать и слышать своих воспитанников, развивать их любознательность, инициативу. Ведь, возможно, сегодня мы с вами учим наблюдать и размышлять будущих светил науки.

Подготовила Людмила НИЩИК, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 2 г.  Смолевичи».

На снимках: изучение осенних сюрпризов в ГУО «Ясли — сад №2 г.Смолевичи».

Фото А. ВОЛОДЬКО.

Информацию читайте в номере 357-360 от  29.11.2017 г.