Ритм современной жизни очень динамичен и стремителен. Все торопятся, спешат, порой, не замечая друг друга. Здорово, когда в такой стремительной жизни есть уголки тепла, уюта, спокойствия и взаимопонимания. Одним из таких уголков в Смолевичском районе может по праву называться государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Смолевичского района», руководит которым Галина Александровна Рудюк.

Здесь учатся особые дети – с открытым сердцем, добрые и доверчивые. Однако, их возможности и перспективы ограничены, и те ступени и преграды, которые другим людям даются легко и просто, им приходится преодолевать ценой большого старания. Вместе с педагогами и родителями им нужно днями трудиться лишь для того, чтобы научиться держать ложку, застегнуть пуговицу, выучить строчку стихотворения.

ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Смолевичского района» был открыт в 2000г. За это время специальное образование, раннюю комплексную помощь, коррекционно-педагогическую и социально-педагогическую поддержку  получили 237 детей. В настоящее время в Центре функционируют 2 класса, 2 группы. Коррекционно-педагогическую помощь получают 25 обучающихся, раннюю комплексную помощь – 18 детей до 3 лет. Для 8 воспитанников, проживающих в отдаленных уголках района, созданы условия  круглосуточного пятидневного пребывания.

В здании, которое Центр делит с Зареченским детским садом, всегда светло, уютно, тепло и каждый уголок пропитан любовью. Не случайно это учреждение названо лучшим по итогам респбликанского  конкурса. Здесь дети и их родители чувствуют себя как дома. Много сил, труда и фантазии вложено педагогами, руководством и, конечно, обучающимися в оформление Центра.  Адаптивная среда создана с учетом эстетики и стиля, что позволило сделать образовательное пространство ярким, красивым и комфортным. Украшен  и самобытен каждый уголок Центра — и все этого благодаря умелым рукам всего коллектива.

Цель деятельности учреждения образования: создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи обучающимся, направленной на социализацию и интеграцию их в общество, подготовку к самостоятельной жизни.

В Центре оборудованы необходимые учебные и спальные помещения, диагностический, ресурсный и массажный кабинет, зал лечебной и адаптивной физкультуры, комната социально-бытовой адаптации, кабинет ранней комплексной помощи. Для обеспечения беспрепятственного передвижения по зданию и доступа на второй этаж приобретено специальное гусеничное подъемное устройство «Standart». По всему маршруту движения в учреждении установлены поручни, оборудовано два пандуса. Организован ежедневный подвоз обучающихся специализированным транспортом.

Основу педагогического коллектива составляют педагоги, которые  отличаются высоким профессионализмом, творческим подходом к своей работе, достаточной квалификацией и опытом педагогической работы. На базе Центра организуются выездные методические объединения учителей-дефектологов, круглые столы, семинары, семинары-практикумы, организованные с участием преподавателей Института инклюзивного образования. Учитель-дефектолог Центра делится накопленным опытом на курсах повышения квалификации учителей-дефектологов в Минском областном институте развития образования. Опыт педагогов представлен в периодической печати и на радио «Минская волна».

Основными формами оказания ранней комплексной помощи являются индивидуальные коррекционные занятия, консультирование родителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условий, которые необходимы для его оптимального развития, обучение родителей приемам и методам воспитания, оказание поддержки и помощи семье. Комплексные занятия с малышами проводят учитель-дефектолог и педагог психолог.

Занятия с педагогом-психологом помогают снизить уровень психоэмоционального напряжения детей, понизить уровень тревожности и просто расслабиться.

В зале адаптивной физкультуры проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по лечебной физкультуре, спортивные праздники, соревнования, эстафеты. Зал оснащен разнообразным физкультурным оборудованием и тренажерами.

В течение всего учебного года, а так же в период летнего оздоровления дети получают процедуры массажа.

В рамках реализации проекта по созданию нетрадиционных средовых ресурсов для формирования и развития сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями педагогами разрабатываются и используются дидактические игры, пособия и мобили, способствующие включению ребенка в процесс познания окружающей действительности.

Компьютерные технологии давно являются неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому у педагогов Центра появилась идея включить в образовательный процесс электронные игровые видеопрезентации и мультфильмы, созданные для конкретных детей, с учетом уровня их возможностей. Для этого учителями-дефектологами Центра создаются авторские мультимедийные презентации по образовательными областям,  их использование в коррекционной работе повышает интерес обучающихся к учебной деятельности, помогает им лучше социализироваться в окружающей обстановке.

Работа по воспитанию культуры и развитию творческих способностей осуществляется и в рамках театральной деятельности. Воспитатели формируют у детей интерес к сказкам и игрушкам, расширяют представления об окружающем мире, позволяют раскрывать у детей творческие способности, помогают испытать положительные эмоции. Поставленные задачи решаются через совместное слушание сказок, изготовление масок, костюмов, инсценирование эпизодов, отрывков и доступных небольших сказок, песенок, потешек.

Размещение Центра и детского сада в одном здании дало возможность успешной реализации проекта по формированию у дошкольников толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. Проект был реализован через организацию совместных мероприятий: музыкальных праздников, театральных представлений, игровой и спортивной деятельности. Работа в этом направлении дала возможность детям накопить собственный положительный  опыт общения, научиться внимательному отношению друг к другу, умению оценивать свои поступки.

Новое направление деятельности Центра – иппотерапия. Это инновационный метод, форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента реабилитации выступает лошадь. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела, причем это происходит на рефлекторном уровне. С апреля 2017 года  началось сотрудничество с агроусадьбой «Green Ranch». Два раза в неделю вместе с родителями и педагогами, дети посещают занятия по иппотерапии. Как итог — ребенок с выраженными двигательными нарушениями, перенесший несколько операций, смог сделать первые самостоятельные шаги!

В Смолевичском районе на протяжении пяти лет действует и продолжает развиваться волонтерское движение. Традиционно обучающиеся старших классов учреждений образования района становятся волонтерами отряда «Доброе сердце», главная задача которого—воспитание доброты, милосердия и гуманности. Благотворительные акции, праздники и концерты, игры и спортивные эстафеты, совместные экскурсии и сбор денежных средств на операцию — далеко не полный перечень мероприятий, организованных активистами. Результатом тесного сотрудничества волонтеров и детей Центра стало общение с окружающими их людьми, а также поддержание в ребенке радостного настроения от проявленного внимания и заботы.

Обучающиеся Центра являются постоянными участниками фестивалей «Вяселкавы карагод» и «Зажги свою звезду», ежегодных выездных выставок декоративно-прикладного искусства, районных и межрегиональных спортивных праздников «Венок дружбы».

Дети верят в доброту окружающих их людей… Спешите делать добро! Наполняйте мир «особого ребенка» яркими и светлыми красками жизни.

Корр. «КС»

Фото Ольги ЦЫБУЛЬКО.

Информацию читайте в номере 13-16 от  17.01.2018 г.