Электричество приносит много пользы человеку. Но оно опасно, особенно для детей. Если взрослый человек уже обладает определенным жизненным опытом и знает элементарные правила безопасности, то дети, особенно маленькие, только познают этот мир. Они любознательны, активны, подвижны, а все, что их окружает, оценивают своими органами чувств.

Родители и все взрослые обязаны создать безопасные условия для их жизни, научить аккуратному обращению с электроприборами. Обеспечение этих условий требует дифференцированного, индивидуального подхода, учитывающего детский возраст. Малыши до 3-5 лет обычно находятся под пристальным вниманием родителей и воспитателей дома, на улице и в детском садике. Для обеспечения их безопасности достаточно поддерживать в технически исправном состоянии электропроводку квартиры, блокировать доступ к розеткам, работающим бытовым приборам и отдельным проводам. Делается это довольно простой установкой пластмассовых диэлектрических заглушек, выпускаемых широким ассортиментом. После их помещения и закрепления в контактные гнезда малыш не сможет всунуть туда шпильки, гвозди, спицы и любые другие металлические предметы, через которые возможно его попадание под действие тока. Все выключатели и розетки в квартире должны быть надежно закреплены. Доступ детей к включенным в электросеть бытовым приборам и питающим их проводам должен быть заблокирован. Иначе они могут потянуть за электрический шнур или начать испытывать его механическую прочность зубами или первыми попавшимися предметами.

Опасность для детей представляют включенные в сеть настольные лампы, электрические отопительные приборы, вентиляторы и другие устройства. Но ограничение доступа к электрооборудованию — это не единственная мера. Главное внимание надо сосредоточить на обучении детей основам безопасности. Уже в этом возрасте они могут хорошо запоминать то, что им объясняют родители. Лучше делать это в игровой форме, сочетать с показом специальных образовательных детских мультфильмов и обсуждать сюжет после просмотра.

Во дворах домов или возле них установлены трансформаторные подстанции, распределительные шкафы. Одна из любимых детских игр — прятки. Проникать за ограждение электрического оборудования нельзя. Это ребенок должен четко представлять. К моменту, когда детям предоставляется свобода выхода во двор, у них должен быть выработан инстинкт:

не подходить к отдельно лежащим или оборванным проводам (возможно поражение шаговым напряжением);

не приближаться к ограждению электротехнического оборудования, даже если оно закрыто;

не играть вблизи опор воздушных линий электропередач;

обо всех замеченных нарушениях незамедлительно сообщать взрослым.

Когда ребенок подрос и пошел в школу, он получает еще больше свободы. Это требует от него уже больших знаний приемов безопасного поведения и обращения с электрическим оборудованием в быту и на улице. Оставаясь один дома, он не должен:

самостоятельно включать электроприборы;

заниматься ремонтом и снимать защитные крышки с бытовых устройств, заменять предохранители, электрические лампы;

прикасаться к работающим приборам мокрыми руками, а тем более протирать их или мыть водой.

Даже в школе под контролем учителя во время занятий на уроках труда или на лабораторных работах по физике или химии существует опасность получения электротравм. Чтобы их избежать, ребенок должен внимательно выполнять все указания преподавателя, не заниматься самостоятельными экспериментами и озорничать.

Основными мерами предохранения детей от поражения электрическим током являются:

поддержание в технически исправном состоянии электрооборудования;

своевременное проведение ремонта отказавших в работе электроприборов;

постоянное обучение ребенка мерам безопасного поведения, включая обращение с электрическими устройствами;

периодический контроль за поведением детей со стороны родителей и педагогов.

Кроме того, все родители обязаны знать правила оказания первой помощи детям, попавшим под действие электрического тока.

В.А.МАРФЕЛЬ, государственный  инспектор по энергетическому надзору.

 Информацию читайте в № 89-92 от 24.03.2018 г.