Традиционно в августе педколлективы учреждений образования района пополняются молодыми специалистами — талантливыми, амбициозными, со множеством планов и идей. И если в сельских школах потребность в кадрах не столь велика, то в городе молодежь — нарасхват.

Первая городская школа ежегодно принимает в своих стенах специалистов из числа молодежи. И всегда этому факту здесь рады.

— В этом году у нас их пятеро, — отвечая на мой вопрос, говорит директор школы Татьяна Грушевская. — Замечательные девчонки.

Из беседы становится ясно: мужчин нет. И это нисколько не огорчает ни меня, ни Татьяну Ипполитовну. С нетерпением спешу в школу — знакомиться. Конечно, не со всеми, пока только с двумя — двумя «целевиками» и … Татьянами.

 

Таких специалистов, как Татьяна Богданкевич (на фото), и среди молодых, и среди опытных педагогов на Смолевиччине мало. Она учитель китайского языка, специалист с диплом МГЛУ. А потому — ценный кадр для района, на территории которого строится Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», и все больше учащихся выбирают китайский язык в качестве обязательного иностранного языка для изучения.

И хоть в «Великом камне» Татьяна еще не была, но уверяет, что на экскурсию с ребятами обязательно отправится туда при первой же возможности.

Китайский язык — один из самых сложных для изучения. Этого Татьяна не отрицает.

— На втором курсе я решила попробовать себя в изучении китайского, и хоть до выбора второго языка в университете у меня был еще целый год, я хотела узнать: понравится мне этот язык или, все же, выбрать другой. И я пошла в институт Конфуция. Через полгода поняла: это мое. И на третьем курсе выбрала китайский вторым языком после английского, — рассказывает Татьяна. — Не скажу, что учиться было легко: было сложно.  Все преподаватели были требовательными, нужно было много слов за день учить. Преподаватели были разные: были и белорусы, и носители языка. Китаянка вела у нас практику речи, и был еще преподаватель из Китая, который преподавал страноведение. Он рассказывал про Китай: его экономику, политику, культуру. Он вел занятия и на русском, и на китайском, чтобы нам было и интересно, и понятно. Китайский язык отличается от других иностранных, и мне нравится специфика этого языка: в отличие от других, там не просто слово и перевод, а еще и иероглиф — своеобразный рисунок к каждому слову. Самое сложное в китайском — это произношение, как по мне. А вот детям сложнее даются иероглифы. Запоминать их, учить. Они выучат, как читается слово, а записать его для них сложно. С этим есть трудности.  Я не считаю этот язык экзотичным, наверное, потому, что я его достаточное время уже изучаю. Но не могу сказать, что его можно ставить на один уровень с английским. Проще выучить английский, но китайский очень сильно развивает. Развивает внимание, мышление, память. Ты становишься более подкованным во многих вопросах. Этот язык очень много всего охватывает. И, соответственно, ты становишься более гибким. Я думаю, что это язык будущего.

Родилась Татьяна в поселке Октябрьский, окончила Плисскую среднюю школу имени В.А. Микулича. А на работу в СШ №1г. Смолевичи ее пригласили. Она приехала, познакомилась с директором и осталась. У Татьяны целевое направление, а значит, как минимум, пять лет она проведет в стенах этой школы, даря знания и мотивируя детей к изучению иностранного.

— У меня целевое направление, мне нужно 5 лет отработать, но я, наверное, все-таки хочу и в дальнейшем связать свою жизнь с преподаванием. Не знаю, будет ли это школа, но хотела бы преподавать и дальше. Мне очень нравится давать материал, объяснять, мотивировать, заинтересовывать. Китайский язык непростой, дети начинают учить его с младшей школы, и очень сложно бывает их заинтересовать. У них не всегда на русском получается говорить, а тут китайский. Но я вижу, что, несмотря на все сложности, язык этот школьникам нравится, им интересно. На данный момент у меня три класса, которые изучают китайский: два четвертых и один пятый, плюс к этому, факультативы с 3-го по 8 классы, где мы базовые вещи изучаем: как поздороваться, попрощаться, спросить, как дела, рассказать про внешность, спросить про погоду. А уже непосредственно на занятиях по полочкам раскладываем, что и как: из чего состоит иероглиф, как произносится, какие особенности есть в каждом иероглифе. Проблем с учебниками нет. Материалов хватает. И интерактивные доски помогают в работе.

Есть у молодого специалиста и наставник — учитель английского языка Елена Леоновна Балачина.

— Конечно, английский и китайский — разные языки, — рассуждает специалист, — но с точки зрения методики преподавания — это, в принципе, одно и то же. Елена Леоновна мне помогает во всех возникающих вопросах.

Кроме уроков иностранного — китайского и английского языка — Татьяна еще и классный руководитель 5-го «А».

— Мне предложили классное руководство, — вспоминает девушка, — И я не смогла отказаться, подумав, а почему нет? Сложно, конечно, с ребятами бывает — их у меня 27— но интересно. Иногда они как скажут что-нибудь, рассмешат и на целый день настроение поднимут. К тому же, мне все равно предстоит здесь работать довольно долгий срок, и я подумала, что научиться за это время можно многому. И не стоит упускать шанс, нужно пробовать.

Рабочий день молодого специалиста зависит от графика. Все ее уроки сейчас проходят преимущественно в первую смену и позже трех часов не оканчиваются. И Татьяну это вполне устраивает. В субботу проходит много мероприятий. Это ведь шестой школьный день.

Времени на себя у молодого учителя остается не много:

— И я стараюсь провести его с друзьями, расслабиться, не в документах просидеть, хотя бывает и так, а просто погулять, съездить куда-нибудь.

В коллективе, по заверениям Татьяны, ей комфортно.

— Хорошо приняли в школе, — отмечает учитель, — все помогают.

К сожалению, в школе пока еще нет кабинета китайского языка, который мог бы стать своеобразной изюминкой. Есть небольшой уголок китайской культуры в библиотеке учреждения образования. Но учитель надеется, что со временем такой кабинет все же появится.

— Тогда и мотивации у деток будет больше, — уверена Татьяна.

О том, что впереди у нее — 5 лет отработки, она не грустит. И говорит, что это не такой большой срок.

— Это опыт и знания, — уверена девушка. — И добавляет:

— Когда я поступила в университет, тоже думала: 5 лет — это так долго. А они пронеслись, словно один день. Так и здесь: время не замечаешь, когда что-то делаешь, чем-то занят и постоянно включаешься во что-то новое.

Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.

Фото автора.