Любые занятия по развитию речи с неговорящими детьми начинаются с воспитания понимания обращенной к ним речи, с развития неречевых психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), мелкой моторики.
Обучение же активной речи мы начинаем со звукоподражаний, так как эти слова наиболее близки, понятны, доступны ребенку в определенные периоды жизни и обеспечивают максимальную мотивацию для использования их в экспрессивной речи.
Звукоподражание это начальный этап в становлении речи ребенка, как с нормой, так и с речевыми нарушениями. Только это становление происходит в разные временные сроки.
Этапы становления звукоподражания.
- Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку в игре. Аня плачет: А-А. У Оли болит зуб: О-О. Слон трубит: У-У, их сочетаний.
- Повторение аморфных слов:
-подражание голосам животных, птиц (гав, ква, му, хрю, га, кря, …);
-подражание звукам музыкальных инструментов (динь-динь, ду-ду, бом-бом);
-подражание транспортным шумам (ввв, ту-ту, би-би);
-подражание бытовым шумам (тук-тук, бах, буль, бом, хлоп).
Именно звуки, слоги являются теми кирпичиками, из которых строится речь. Звуки, как правило, появляются сами в процессе созревания речевых зон коры головного мозга. Путь формирования звукоподражаний связан с яркими положительными эмоциями в жизни ребенка и лежит через эмоциональное вовлечение ребенка в игру, чтобы вызвать у ребенка эмоциональную реакцию, заинтересованность. Только тогда, когда у ребенка появится интерес к предложенной вами игре, когда он захочет сам выполнить действие с предметом, он произнесет нужное звукоподражание. Такими же яркими эмоциями необходимо и сопроводить появление в речи новых достижений, чтобы вызвать закрепление этого успеха. Например, на ребенка сильное впечатление произвела игрушка акула, которая открывает рот и ловит рыбок. Взрослый держит игрушку рядом со своим ртом для того, чтобы ребенок одновременно мог видеть и игрушку, которая открывает рот и движения артикуляторных органов взрослого, произносящего звукоподражание «АМ». Обычно дети с игрушкой акулой быстро научаются произносить это звукоподражание. Взрослый должен тут же указать ребенку на то, что у него неожиданно появилось новое слово, обрадоваться этому от всей души, обнять и поцеловать малыша, похвалить его, попросить еще произнести это слово. Для того, чтобы стимулировать ребенка к повторению того, что у него получилось, нужно создавать ситуации, в которых бы ему пришлось или захотелось это сказать. То есть, к этому «АМ» нужно прийти еще неоднократно через новые игры, такие как «Покорми зайку», «Покорми лягушку», «Угости обезьянку». В случае, если ребенок не произнесет, обязательно ответьте сами. Не стоит «давить» на малыша, заставляя его непременно говорить. А в следующий раз ребенку самому захочется снова повторить слово «АМ». Вся соль в том, что нужно «чувствовать» ребенка и в то же время надо добиваться поставленной вами задачи, не идя на поводу у ребенка, давая ему игрушку по первому требованию.
Естественно, ребенок испытывает трудности артикулирования отдельных звуков. В этих случаях рекомендуются соответствующие артикуляторные упражнения. Например, если при имитации воя волка, слона (у-у-у) ребенок не может вытянуть губы вперед, его следует учить дуть в трубочки, обнимая их губами. Диаметр предлагаемых трубочек постепенно уменьшается. Если ребенок не в состоянии сомкнуть губы при подражании пищания мышки (пи), рекомендуются упражнения «пузырек» (надуть щеки и резко «разорвать» смычку губ), «воздушный поцелуй», либо простое механическое сжимание губ пальцами.
Предлагая ребенку произнести звукоподражание, сначала пробуем произнести 1 раз, например: «Тук». Если у ребенка получилось, в следующей игре даем усложнение: «Тук-тук» или «Тук-тук-тук». Т.е. для отработки одного звукоподражания потребуется несколько игр, которые будут интересны ребенку. А это потребует фантазии, творческого подхода педагога, родителя, наличия достаточного количества предметов, игрушек, а главное – терпения и желания помочь ребенку. Выбирая и покупая игру ребенку, думайте, как ее можно обыграть, чтобы вызвать голосовые реакции.
Например, если вы купили пистолет с присосками, говорите, что пистолет стреляет «П-П-П». Вместе с ребенком произносите звук, обращая внимание на губы, и только потом даете стрельнуть. Если купили машинку, поставьте наклонную доску. Машинку можно пустить с горки, если ребенок просигналит: «БИ-БИ», так как внизу стоит собачка. Как только ребенок просигналит, вы даете машинку и убираете собачку с дороги. Поезд по дороге начинает движение, когда ребенок «просигналит»: «Ту-ту или Чух-чух». Интересны для формирования звукоподражаний игрушки зверюшки-копилки. Животных вы «кормите», если ребёнок произнесёт звукоподражание. Например, лягушка просит комариков (ква-ква), собачка — косточки (АВ или АМ), свинка –овощи, хлеб, траву (хрю-хрю), Мышка – сыра (пи-пи). Самое главное – надо эмоционально заинтересовать ребёнка игрушкой и затем закреплять изученные звуки в разных игровых ситуациях, во время прогулки на улице.
Более подробную информацию по играм на звукоподражания, изготовлению игр, приобретения игрушек, вы сможете познакомиться на сайте ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Смолевичского района» в разделе «Родителям». Тема: «Речь начинается со звукоподражаний». «Приложение». Каждая игра сопровождается фотографией, описанием игрового действия.
Г.И.ИЛЬИНА, учитель-дефектолог.