О новом Кодексе об образовании, вступительной кампании-2021, зарплатах педагогов и других актуальных вопросах рассказал в интервью телеканалу СТВ министр образования Игорь Карпенко.
О дистанционке
«Наши педагоги, как всегда, проявили образцы творчества, инициативы, где-то мы их поддержали своими методическими рекомендациями и теми принципиально важными решениями, которые необходимо было принять для того, чтобы внедрить дистанционные формы образования. Сразу хочу подчеркнуть, что сегодня дистанционная форма образования, особенно в средней школе, не заменит классно-урочную систему», — отметил Карпенко.
Он добавил, что самый главный итог — тестирование единой образовательной платформы для общего среднего образования, которое запланировано на январь. Создавалась она при активном участии самих учителей. Планируется, что эту платформу получится «отточить» с точки зрения каких-то единых требований и подходов.
О Кодексе об образовании
Еще очень важный, по мнению Карпенко, итог — завершение достаточно длительного марафона обновления Кодекса об образовании. «И сегодня я могу вам первым сказать, что Кодекс внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, и фактически с января начнется кропотливая работа по подготовке его рассмотрения в первом чтении», — заявил Карпенко.
Некоторые статьи Кодекса вступали в противоречие с реалиями системы образования. Например, в старой редакции Кодекса не записана норма о возможности дистанционного образования в общем среднем образовании. «Но это же не значит, что мы должны были сидеть и ждать, пока не внесем изменения в законодательный акт, и никак не организовывать эту работу. Поэтому мы вынуждены были эту работу организовывать. Сегодня Кодекс просто ответит на реалии современного дня, — уточнил министр. — И мы убрали некоторые положения, которые, на наш взгляд, может быть, тормозили дальнейшее движение системы образования. То есть убрали какие-то вещи на уровень подзаконодательных актов, что позволит нам гораздо быстрее внедрять новации в образовательный процесс и инновационные методики».
В новую редакцию Кодекса заложили такое понятие, как примерный учебный план. Хотят уйти от типового. Примерный учебный план позволит вузу более гибко реагировать на потребности и рынка труда, и работодателя непосредственно, учитывая те современные технологии, которые развиваются.
О вступительной кампании
Что касается предстоящей вступительной кампании, то Карпенко сразу успокоил всех заинтересованных: существенно ничего не изменится. По его словам, чтобы вносить новации, нужно время. Абитуриенту ведь предстоит подготовиться. Но для этой кампании этого времени уже нет.
«Единственное, что может измениться в этой кампании, это подходы к приему на целевую подготовку специалистов. Мы хотим немножко расширить возможности для получения целевой подготовки на наиболее востребованные специальности для нашей экономики», — отметил министр.
Что касается изменения правил приема, то эта работа тоже ведется, добавил он. Уже в начале этого учебного года возможны изменения и в правила текущей аттестации в системе общего среднего образования, и попытка проведения так называемого национального экзамена.
«Мы рассматриваем возможность при поступлении в высшее учебное заведение сдавать внутренний экзамен по профильному предмету. Но эта работа пока находится в стадии анализа, в стадии серьезной проработки», — рассказал Карпенко.
Он также добавил, что после принятия изменений потребуется еще полтора-два года, что все внедрить в образовательный процесс и обеспечить «соответствующее методическое сопровождение».
О детских садах и зарплате учителей
Что касается детских садов, то большой проблемы в стране с этим нет, уверен Карпенко. Он отмечает, что в основном нехватка мест в детских садах шаговой доступности. При этом государство многое делает в этом направлении.
«За пятилетку — с 2015 по 2020 годы — в стране построены 82 детских сада. Мы обеспечили почти 16 тысяч мест дополнительных в детских садах. В планах дальнейшее строительство детских садов. Мы планируем развивать сеть детских садов во встроенных помещениях», — сказал он.
Прокомментировал министр и предстоящее повышение зарплат педагогических работников. По словам Карпенко, изменения вступят в силу с 1 июня. Сейчас премиальный фонд составляет 5 %, запланировано его увеличение до 20 %.
«И это не самое главное. Главное то, что сегодня у правительства есть программа планомерного повышения заработной платы всем категориям педагогических работников. К 2025 году средняя заработная плата педагогических работников должна быть не менее 100 % средней заработной платы по стране», — подчеркнул он.
Сегодня, по его словам, зарплата у педагогических работников составляет примерно 75 % от средней по стране