Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатство Родины.
Нам небезразлично, какими станут наши воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они будут, когда вырастут. Ведь слова и дела, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и беречь ее. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к малой родине, к родному городу Смолевичи, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагогов учреждения дошкольного образования.
Наблюдая за поведением детей в природе, изучая их привычки во взаимодействии с объектами природы, общаясь с воспитанниками и их родителями, пришли к выводу, что экологическая осведомленность у них не достаточно высокая. Поиску решения этой проблемы сопутствовали используемые мультипроекты и реализация областного экологического проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды» в 2019-2020 годах.
Содержание проектной деятельности позволяет в комплексе решать ряд задач, в том числе: формирование у детей современной экологичной ориентированной картины мира; воспитание любви и уважения к природе, к малой родине; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; обеспечение опыта экологично обоснованного поведения в природе.
Творческая группа педагогов во взаимодействии с родительским экологическим клубом «Родничок» координируют работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Для сотрудничества с родителями используются активные разнообразные формы работы с родителями через информационные уголки для родителей, использование сайта учреждения дошкольного образования. В ситуации, связанной с пандемией коронавируса, деятельность родительского клуба «Родничок» строится на использовании дистанционных форм взаимодействия с родителями (виртуальные экскурсии на предложенные темы, ссылки на вкладки соответствующей тематики).
Для решения задач по воспитанию экологической культуры у воспитанников, гуманного и бережного отношения к объектам природы в ГУО «Ясли-сад №5 г. Смолевичи» работа проводится в следующих направлениях: биоразнообразие, энергосбережении, водосбережение, обращение с отходами; информационно-экологические мероприятия.
О деятельности в направлении биоразнообразия на экологической тропе в теплый период года мы уже освещали на страницах газеты. Но интересная работа организовывается и в холодный период: наблюдения за сезонными изменениями объектов природы, поведением животных и растений, ознакомление воспитанников со способами природоохранной деятельностью. Воспитатель дошкольного образования группы интегрированного обучения и воспитания Наталья Сивчик совместно с родителями работала над реализацией мультипроекта «Птицы нашего участка». В рамках проекта прошли акции «Поможем зимующим птицам», «Птушкі ля кармушкі». Дети получили много интересной информации, отобразили встретившихся птиц в рисунках, а из рисунков изготовили альбом “Птицы”.
В группе “Колокольчики” (воспитатель Наталья Минкевич) недавно завершилась реализация мультипроекта “Растения уголка природы”. По результатам проводимого внутрисадового конкурса “Лучший уголок природы” был признан лучшим уголок природы именно в этой группе. А это значит, что совместные старания воспитателя, родителей и детей по созданию уголка природы, разнообразию растительного мира были оправданы.
В ходе реализации проекта дети всех групп не только расширили представления о растениях своего уголка природы, но и получили полезную и нужную информацию по уходу за растениями в зависимости от влияния разных факторов. С этой целью были изготовлены дидактические игры по закреплению представлений о комнатных растениях “Какого растения не стало, “ Мы знаем комнатные растения” , “Найди и покажи”, “Узнай по описанию”, “В чем отличие” (воспитатели Елена Бутор, Олеся Казак). Дети старшей группы “Колокольчики” нарисовали свои наблюдения, и получился настоящий дневник наблюдений за растениями, а в старшей с группе интегрированного обучения и воспитания “Незабудки” оформлен альбом с фотогафиями комнатных растений (воспитатель Любовь Козлова).
С целью повышения интереса к вопросам экологии педагогами разработан цикл дидактических игр, пособий экологической направленности, пополнена тематика заданий к дидактической игре “Вращающиеся экологические кубы”, “Экологическая пирамида”, “Экологическое лото” (воспитатели Елена Бутор, Наталья Минкевич, Любовь Козлова). В групе интегрированного обучения и воспитания “Незабудки” успешно используются дидактические игры на липучках “ Зимующие птицы”, “Животные нашей страны”, “Деревья нашего участка”.
Воспитателями во взаимодействии с родителями изготовлены лэпбуки “ Животные”, “Растения”, “Вершки и корешки”, “Ягоды”, “Лекарственные растения” (воспитатели Елена Бутор, Наталья Сивчик). А для закрепления представлений о правилах поведения человека в природе изготовлена “Зеленая азбука” — альбом с рисунками детей.
Для систематизации представлений о живой природе Беларуси, развития представлений о природных экосистемах в каждой возрастной группе оборудованы макеты природных сообществ “Лес”, “Луг”, “Водоем”, макеты с объектами окружающей среды в городе, в деревне. В зависимости от сезона в содержание макетов дети вносят изменения.
Основная цель реализации мультипроектов, дидактических игр состоит в том, чтобы сформировать у детей мотивацию к экологической деятельности: вызвать интерес у них и желание ухаживать за природными объектами, сохранять и приумножать их.
Галина САДОВСКАЯ, заместитель заведующего по основной деятельности
Фото из архива учрждения дошкольного образования.