Почему именно «Зеленой школы»?
В настоящее время приоритетность экологического образования признана мировым сообществом, поскольку на планете в результате неправильного взаимодействия человека с природой возникает множество экологических проблем. В связи с этим особое внимание уделяется экологическому образованию детей, начиная с дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств повышения качества образовательного процесса в детском саду в данном направлении является реализация образовательного проекта «Зеленые школы» содержание которого направлено на формирование начальных основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
В летнее время каждый день в детском саду наполнен новыми впечатлениями. Здесь созданы необходимые условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, наблюдения, исследования. Наши дошколята-эколята ведут экологические странички в рисунках, схемы наблюдений. Это позволяет реализовывать как мультипроекты краткосрочного характера, так и долгосрочные наблюдения, и устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами и явлениями природы, формулировать правила взаимодействия с окружающим миром. Познавательная практическая деятельность в лаборатории «У умной Совы» позволяет повышать познавательную активность детей с тяжелыми нарушениями речи (группы интегрированного обучения и воспитания, воспитатели дошкольного образования Наталья Сивчик, Наталья Непряхина).
На экологической тропе, в лаборатории «У умной Совы» детей всегда встречает Добрый Старичок Лесовичок. Его внешний вид привлекает внимание детей, вызывает интерес к миру природы. К каждой встрече с детьми Добрый Старичок Лесовичок старательно готовится: загадывает загадки, знакомит с приметами, предлагает заучить стихотворение, может организовать квест-игру. На обучающей детской площадке по сортировке бытовых отходов он предлагает детям игры-упражнения «Сортируя мусор вместе, сделаем мир чище!». У нашего героя на экологической тропе много друзей-помощников. Самых активных, внимательных и трудолюбивых детей сказочные герои поощряют «Карманными» книжечками. Добрый Старичок Лесовичок называет их «Карманная» экология. Очень важно, чтобы дошколята росли воспитанными, с интересом и бережливостью относились ко всему живому, были друзьями природы, радовались, ощущая себя ее частью, чтобы у них были сформированы представления об общих для живых существ (человека, животных, растений) признаках. Мини-продукция «Карманная» экология, которая всегда под рукой, подскажет, как вести себя в природе, на экскурсии, на прогулке, какие растения опасны для здоровья, «что такое хорошо и что такое плохо», расширит представления об объектах природы нашего края, территории детского сада. Серии мини-продукции «Карманная» экология дошколята изготавливают во время ручного труда под руководством воспитателей дошкольного образования Натальи Минкевич, Елены Бутор, Любови Козловой, Натальи Сивчик.
Развить у детей интерес к природе, показать ее красоту можно не только через наблюдения за животным и растительным миром, но и через литературные произведения. Вся детвора любит сказки, произведения о животных, познавательные истории. Серия «Карманная» экология позволит родителям уточнить, расширить, закрепить и оценить представления детей о явлениях природы, об объектах природы.
Мы уверены, что родители и дети станут более внимательны к миру природы, смогут занять позицию защитников природы на Земле, в своем дворе, на территории детского сада. Эмоциональное сочувствие, радость и уверенность познания, интерес, нетерпение и волнение от встречи с неизвестным – все это ожидает наших детей при знакомстве с природой. И, пожалуйста, не забудьте взять с собой «Карманную» экологию — маленького гида по экологическому воспитанию.
Галина САДОВСКАЯ, заместитель заведующего по основной деятельности.