Комитет государственного контроля Минской области неоднократно
информировал читателей о выявленных фактах искажения статистической отчетности о производстве
сельхозпродукции, или проще говоря – приписках. Касались они надоев молока,
поголовья скота и его привесов, выращенного урожая зерновых и в большинстве
своем связаны с желанием должностных лиц
приукрасить действительное положение дел. По итогам проверок в отношении
отдельных из них правоохранительными органами возбуждены уголовные дела.
Комитет государственного контроля Минской области неоднократно информировал читателей о выявленных фактах искажения статистической отчетности о производстве сельхозпродукции, или проще говоря – приписках. Касались они надоев молока, поголовья скота и его привесов, выращенного урожая зерновых и в большинстве своем связаны с желанием должностных лиц приукрасить действительное положение дел. По итогам проверок в отношении отдельных из них правоохранительными органами возбуждены уголовные дела.
Сегодня хотелось бы обсудить ситуацию, когда причиной упомянутых приписок является незнание законодательства. Подобные факты в ходе проведенных контрольных мероприятий вскрывались достаточно часто, последствия они имеют такие же, как и упомянутые выше нарушения. Разницы нет – приписка и есть приписка. Вместе с тем, полагаем, что для сотрудников сельскохозяйственных организаций, отвечающих за составление и представление статистической отчетности, данная тематика представит интерес и будет полезной.
Наибольшее количество таких правонарушений было выявлено при заполнении статотчетности «Отчет о ходе сельскохозяйственных работ» форма 6-сх (сельхозработы) в части данных, касающихся объемов заготовленных грубых и сочных кормов.
Как установлено, исходными данными для заполнения указанной статотчетности являются акты приема-передачи грубых и сочных кормов (форма 204- АПК). В этих актах указываются объемы фактически заготовленных кормов в «грязном весе», затем делается расчет скидки на потери (угар) и выводится чистый вес заготовленной продукции, который должен включаться в статистическую отчетность.
Практически всеми проверенными сельхозорганизациями при заполнении указанных актов были применены неправильные размеры скидок: в большинстве своем заниженные. Отдельные умудрились их вовсе не применять.
К примеру, в подвергнутых проверке актах приема-передачи грубых и сочных кормов СПФ «Туча» ОАО «Минск Кристалл» скидка на потери (угар) при закладке в траншеи сенажа в 2014 году принимались в размере 5% (при норме 10%), а по акту приема-передачи грубых и сочных кормов КСУП «Э/б «Танежицы» от 31.07.2014 № 19, скидка на потери (угар) не применялась.
Информируем, что порядок учета грубых и сочных кормов регламентирован в методических указаниях по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции (утверждены приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14.08.2007 №363, далее – методические указания). Эти методические указания разработаны в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденными постановлением Минсельхозпрода Республики Беларусь от 06.04.2004 №28,альбомом унифицированных форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и инструкцией о порядке их применения и заполнения, утвержденными постановлением Минсельхозпрода от 22.11.2005 №69.
В соответствии с подпунктом 2.1.5 пункта 2.1 методических указаний:
— количество заготовленного сенажа определяется на основании взвешивания закладываемой в хранилища сенажной массы со скидкой 10 процентов на потери при закладке в траншеи и учитывается на основании актов приема-передачи грубых и сочных кормов (форма №204-АПК);
— количество заготовленного силоса определяется на основании взвешивания закладываемой в хранилища силосной (зеленой) массы со скидкой на потери (угар), которые зависят от вида силосуемой массы и ее влажности и составляют от 10 до 20 процентов, учитывается на основании актов приема-передачи грубых и сочных кормов (форма №204-АПК).
В этой связи при составлении актов приема — передачи грубых и сочных кормов на заготовленные сенаж и силос необходимо строго руководствоваться указанными нормами, что будет способствовать предоставлению достоверных данных в государственную статистическую отчетность.
Управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета государственного контроля Минской области.
Информацию читайте в № 101- 104 от 09.04.2016г.