Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно
испытаниями, сложными, подчас — драматичными становятся ЦТ и выпускные
экзамены. Безусловно, экзамены—дело сугубо индивидуальное,
выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только
волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или
пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их
силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с
репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна
ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику наиболее
эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЦТ. Помощь взрослых
очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и
психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь,
что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую
важную в жизни науку—умение не сдаваться в трудной ситуации, а
провалившись,вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас — драматичными становятся ЦТ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены—дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЦТ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку—умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись,вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки—на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые—в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости,—лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы подросток обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), поскольку нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или громкой музыкой.

И помните: самое главное—это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Экзамены: выпускные — в школе, вступительные — в ВУЗе или ССУЗе, централизованное тестирование—это всегда неизбежный и всегда очень сложный период в жизни старшеклассников. Одни испытывают лишь легкое волнение и идут на экзамен, уверенные в успехе. У других предстоящие испытания вызывают чувство тревоги или даже страх. Эти состояния называются экзаменационной тревожностью.

При появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. Все это, конечно же, не способствует продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешает во время экзаменов. Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?

Во-первых, способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня. Планируя свой рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто вы—«сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Но помните, что после двух-трех часов работы обязательно надо делать перерыв на 30–40 минут. Полезно это время потратить на занятия спортом, погулять на свежем воздухе. Известно, что чередование умственной и физической нагрузки—это профилактика усталости. Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8-ми часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час–полтора—не более.

Правильное питание— это тоже одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в ваше меню рыбу, мясо, молочные продукты, грецкие орехи, овощи, фрукты, шоколад. Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.

Поддерживать работоспособность на должном уровне вам помогут следующие правила:

чередование умственного и физического труда, выполнение физических упражнений, выполнение несложной зарядки для глаз через каждые 20–30 минут занятий, минимум телевизионных передач.

Во-вторых, обратите внимание на организацию своего рабочего места. Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке. И, наконец, составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, т.е., что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос. Повторяйте материал по вопросам.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним, ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

Получив тест, ознакомьтесь с вопросами и начинайте выполнять то задание, которое, пусть и совсем ненамного, для вас легче.

Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Отвечайте на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном–двух вариантах, а не на всех пяти–семи.

Оставьте время для проверки своей работы, чтобы просмотреть работу и исправить ошибки.

Надеемся, что наши советы помогут вам снизить экзаменационные страхи, стать более внимательными и организованными и, следовательно, успешно сдать экзамены, набрать высокий балл на централизованном тестировании и поступить в то учебное заведение, о котором мечтали.

 

Н.А. ВЕРБИЦКАЯ, педагог-психолог ГУО «Смолевичский социально-педагогический центр».

Информацию читайте в № 109- 112 от 16.04.2016г.