10 октября отметили свой День рождения подразделения по гражданству и миграции нашей республики.
Исторические корни паспортно-визовой службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь уходят в глубь веков. В русском языке слово «паспорт» появилось еще с ХVII веке. Паспортом тогда называли сопроводительную или охранную грамоту, которая выдавалась дипломатам, в частности, послам на время их поездок по территории других государств. Такой документ называли «Опасной грамотой». Он подтверждал государственные полномочия предъявителя и в определенной степени гарантировал безопасность передвижения.
10 октября отметили свой День рождения подразделения по гражданству и миграции нашей республики.
Исторические корни паспортно-визовой службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь уходят в глубь веков. В русском языке слово «паспорт» появилось еще с ХVII веке. Паспортом тогда называли сопроводительную или охранную грамоту, которая выдавалась дипломатам, в частности, послам на время их поездок по территории других государств. Такой документ называли «Опасной грамотой». Он подтверждал государственные полномочия предъявителя и в определенной степени гарантировал безопасность передвижения.
Согласно указу 1714 года, лица, не имевшие при себе паспорта или дозволения на проезд (так называемого «проезжего» или «прохожего письма»), признавались за «недобрых людей» или «прямых воров». Их задерживали или под конвоем возвращали к прежнему месту жительства. В ХIХ веке документ, удостоверяющий личность, стали называть «вид на жительство, свидетельство» или, как указывается в толковом словаре В.И.Даля, «лист или письмо для проходу, проезду или проживания».
С ноября 1917 года на органы внутренних дел было возложено исполнение административных функций по оформлению виз и регистрации документов приезжавших в страну иностранных граждан. Именно тогда в системе НКВД РСФСР были созданы иностранные отделы, занимавшиеся вопросами разрешения выезда за границу и оформления документов иностранным гражданам.
Меры по документированию граждан руководство страны приняло уже в первые годы Советской власти, хотя единого документа, удостоверяющего личность, не было. В годы гражданской войны и иностранной интервенции в Москве и Петрограде были введены трудовые книжки, являющиеся документами как удостоверяющими личность гражданина, так и подтверждающими его участие в трудовой деятельности.
Дальнейшим шагом в документировании населения явилась выдача гражданам удостоверений личности, проводимая в соответствии с декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 20.06.1923 года «Об удостоверении личности». Этим нормативным актом всем желающим гражданам разрешалось получать удостоверения личности, которые выдавались как органом милиции, так и местными органами государственного управления общей компетенции – волостными исполнительными комитетами.
В 1925 году СНК РСФСР принял постановление «О прописке граждан в городских поселениях». Прописка граждан по месту их жительства была возложена на органы милиции и оформлялась не только по удостоверениям личности, но и по ряду других документов (справке о рождении, удостоверении с места работы и др.). Порядок удостоверения личности гражданина и прописка, как показал опыт, был не совсем удобным и оказался непригодным для борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Учитывая интересы трудящихся и запросы правоохранительных органов, ЦИК и СНК СССР постановлением от 27.12.1932 года установили единую паспортную систему Союза ССР и обязательную прописку граждан по месту жительства.
Подробную информацию читайте в номере 237 – 240 от 16.10.2010 г.
Таисия ЗАВАДСКАЯ, начальник ОГиМ Смолевичского РОВД.